in

«Мы родом из детства»

Сказочной прелюдией к самым любимым праздникам – Новому году и Рождеству Христову, волшебной феерией в подарок для всех гостей Художественного музея имени М.П. Крошицкого стала выставка произведений декоративно-прикладного искусства Ирины Антоновой и елочных украшений, открыток  минувшего века, объединенная темой «Мы родом из детства».

Дети – это и ученики, и учителя, но почувствовать это и не пытаться «исправить» ребенка на свой «взрослый» лад может не каждый. У художников восприятие часто более тонкое, поэтому у них лучше получается «настройка» на  «детскую волну». Удалось это и севастопольской художнице Ирине Антоновой. Учителям, друзьям и ученикам посвящается ее первая,  можно сказать, персональная, выставка. 

–Ирина Николаевна родилась в 1956 году в Севастополе, с 1967 по 1971 год училась в Севастопольской художественной школе, где и проявилась впервые ее любовь к «смешанной технике», которая впоследствии привела ее к выбору специальности художника по костюмам в Московском художественном училище 1905 года,– рассказывает искусствовед Виктория Данилюк. Она провела в выставочном зале Музея имени М.П. Крошицкого  уже не одну экскурсию-беседу  со взрослыми и детьми, показывая им елочные игрушки, новогодние открытки из частных коллекций севастопольцев, а главное – работы Ирины Антоновой, такие необычные, завораживающие, неповторимо-сказочные.

,

 Несмотря на то, что Ирина  успешно поступила в училище, здоровье не позволило ей продолжить обучение. Но случайностей не бывает: как бы в обмен на такую неудачу судьба свела ее с интересными людьми. Театралы, художники-аниматоры стали учителями и друзьями, советчиками и вдохновителями для Ирины Антоновой, которая впоследствии  закончила факультет станковой живописи и графики университета искусств в Москве (училась  она  заочно). Но и здесь самым важным было встретить нового Учителя. Им стал Василий Петрович Митурич – известный рисовальщик и график, научивший будущую художницу  замечать в повседневном прекрасное. По сути, он научил ее Видеть. Вскоре и сама Ирина стала учителем: ей очень понравилось работать с детьми. Несколько лет она вела кружок мягкой игрушки  в Севастопольском Дворце культуры рыбаков, теперь занимается с детьми своих друзей. Как педагог, она считает самым важным научить ребенка не привязываться к стереотипам, а развивать у него оригинальное, нестандартное мышление. Дня этого, по ее мнению, важно научиться делать что-то своими руками. Здесь пришел на помощь ее опыт работы в области декоративно-прикладного искусства. Творчество художника-прикладника для стороннего наблюдателя действительно похоже на чудо.  Художник берет простые и привычные предметы, окружающие нас в быту, да и просто забытые и выброшенные кем-то вещицы, и из этого «хаоса» лепит свой мир – непредсказуемый, яркий, самобытный, где нет ничего невозможного.

Ирина с благодарностью вспоминает своего первого учителя из художественной школы Евгения Андреевича Кольченко, который, сопровождая своих учеников на этюды, давал им задание к следующей встрече сделать аппликацию из того, что ребята найдут по дороге. В расчет бралось все: камешки, фантики, ленточки-веревочки, оберточный материал… Для кого-то неприглядный мусор, а для Ирины с тех пор – художественный материал, из которого получилось вот уже более 70 работ.

,

–На выставке в музее представлено порядка 40 произведений, – продолжает искусствовед Виктория Данилюк. – Каждое из них – это заряд хорошего настроения, веры в себя и искреннего удивления. Оказывается, совсем не обязательно идти в магазин и покупать какие-то хитрые, специальные материалы. Важно с чего-то начать. Почти как в старой шутке: «С красками каждый сможет, а ты без них нарисовать попробуй»! Ныне это целые серии произведений, представленные в музейной экспозиции: «Песочные мудрецы», «Снежные рыбы», «Рыбы-монпансье», «Барбекю», – переливающиеся замысловатой стеклянной чешуей, молчаливые в своей мудрости, порой забавные, волшебные создания, поддерживающие атмосферу праздника. Так стремление делиться своим душевным теплом с близкими открыло художнице необходимость заняться собственным творчеством. Плоды  этого творчества стали прекрасными подарками к Новому году всем посетителям музея.

А какой же новогодний праздник без  зеленой пушистой хвойной красавицы и ее украшений?

 – На выставке представлены елочные игрушки, характерные для пяти периодов, – рассказывает Виктория Данилюк.– 30-х, 40-х, 50-х, 60-х, 70-х и 80-х годов. Каждой елочной игрушке присуща уникальность, которая не  потерялась и в советское время, когда было налажено их серийное производство. Подобно тому, как яркие блестящие шары отражают все, что рядом с ними, так и елочные игрушки стали «зеркалом», в котором отразились разные эпохи. Театральные герои начала 20 века, стеклянные бусы купчих; революционные красноармейцы и шары с красной звездой (даже не смотря на отмену Рождества и Нового года в 1929-м, «елочная традиция» была возобновлена новой властью в 1935 году); космонавты времен освоения околоземного пространства и герои сказок А.С. Пушкина   – история страны, хранящаяся большую часть времени на антресолях.

Блеск елочных игрушек – блеск в глазах детей, блеск Вифлеемской звезды и всех звезд на небе в новогоднюю ночь. Новый год и Рождество стали праздниками фантазии, праздниками, готовя которые, взрослые тоже позволяют себе снова быть… детьми. В детстве мы во все верили: возможность чуда была так же реальна, как восход и закат солнца. Особенно это чувствовалось под Новый год – целый сонм древнейших традиций слился в один хоровод: вечнозеленое дерево – это и символ древа жизни, вместе с тем символ культа предков (Дед Мороз изначально был частью этой традиции).

,

С приходом христианства, ель стала символом вечной жизни и украшалась на Рождество. Сначала в качестве украшений выступали только красные яблоки (в память о прародителях – Адаме и Еве). Затем елки стали украшать свечами (прототип нынешних гирлянд), марципановыми съедобными фигурками, орехами, завернутыми в фольгу и конфетами в ярких обертках. Потом все это стали заменять стеклянным «муляжом» – яркими шарами самых разных форм работы немецких мастеров. В России елка считалась заморской барской забавой и традицией стала только к концу 19 века. Тогда же начали делать и свои игрушки. 

Целые семьи крестьян Круговской волости занимались этим промыслом: отцы выдували форму из стекла, матери раскрашивали, дети собирали игрушки из нескольких частей (например, бусы). После возобновления празднования Нового года в СССР на месте кустарных мастерских возникло целое ФЗУ в с. Воздвиженское.  Во время войны оно было разрушено. В прежнем объеме производство украшений было возобновлено лишь в 1950-е годы. Какое-то время елочные украшения делали даже женщины-заключенные лагерей. Но с 1960-х – 1970-х годов новогодние игрушки поставили на промышленное производство.

В наше время они становятся все более безликими: они отражают чужие традиции, все больше прослеживается тенденция к упрощению – новогодняя елка становится элементом дизайна. Одна из задач нынешней выставки  – напомнить об истории праздника, о необходимости хранить родные традиции как  часть культуры целой страны, отдельной семьи, каждого человека…

По образованию Виктория Данилюк – искусствовед. В Художественном музее имени М.П. Крошицкого работает уже три года. Сейчас заведующая отделом сектора информационного обеспечения. Я был свидетелем того, как она проводила экскурсию с детьми и взрослыми, как  ярко и вдохновенно рассказывала и об истории елочных игрушек, новогодних открыток и о создательнице  музейной экспозиции обитателей подводного мира.

–  Немногочисленным, но характерным для советской эпохи комплексом представлены на выставке новогодние открытки,– продолжает Виктория Данилюк. – Первую открытку выполнил в 1795 году английский художник Добсон. Постепенно  они появляются во всех странах Европы, в том числе и в России. Отечественные рождественские открытки впервые были выпущены в 1898 году, а рисунки к ним сделали известные художники того времени Л. Бакст, А. Бенуа, К. Маковский, И. Билибин и многие другие. Большую часть елочных украшений и открыток на нашей выставке, предоставили семьи Адеевых, Антоновых, Атроховых, Бузановых, Коп, Коротковых, Новиковых, Рыжовых, Садовниковых…   Художественный музей имени Крошицкого выражает им  огромную благодарность и надежду на то, что и с их и помощью других севастопольцев выставка в музее в следующем году станет еще краше и содержательнее…

К этому добавлю, что продлится она до Рождественских и даже Крещенских праздников.

Владимир МИХАЙЛОВ.

Фото автора.

Written by Mari

Зажги свою свечу

Юрий Загородний: «Досрочные выборы в местные советы состоятся весной 2008 года»