in

О чистоте в Севастополе, экологии и не только об этом

Прочитывая регулярно появляющиеся в прессе сводки по уборке мусора коммунальными службами и активистами общественных организаций с улиц, пляжей и скверов города я попытался ответить на следующие вопросы:

Кто это у нас мусорит и захламляет город?
Куда вывозятся и складируются отходы жизнедеятельности жителей и многочисленных гостей нашего города?

Попытавшись ответить на эти вопросы и постаравшись вникнуть в проблему, выяснил, что  ответы нет так уж и просты, как ожидалось. При изучении проблемы, я постарался  дистанцироваться от штампов и не давать простых ответов типа: „сорят бескультурные” или „это приезжие нагадили” и т.п. Или от ответов типа: „коммунальные службы отвратительно работают”, „надо расширить полигон для вывоза отходов ” и т.п. Попытаемся  изучить и посмотреть на эту проблему шире и глубже.

Итак. Кто же гадит и почему? Кажется, что ответ на этот вопрос прост как три рубля. Гадит и мусорит, конечно, человек, точнее, человек разумный. И не важно, является он патриотом Севастополя или гостем города. Но вот почему он это делает?

И что обнаружил? Существует весьма серьезная научная теория, заключающаяся в том, что наши пращуры-обезьяны, сидя на ветках, избавлялись от отходов жизнедеятельности простым и надежным способом. Вы верно догадались, что наш пращур отправлял свои отходы вниз, то есть под деревья. И от этой своей привычки, избавляться от отходов простым и надёжным способом, человек никак не может избавиться за весь период эволюции. Именно этим, как утверждают авторы этой теории, объясняется неистребимое желание человека разумного разбрасывать свои отходы вокруг себя, не особо заботясь о том, кто и как будет эти отходы убирать. То есть, утверждают авторы смелой теории, это естественное поведение человека, доставшееся нам в наследство от предка – древней обезьяны. Но вот если бы мы произошли, к примеру, от сурков, то человек так себя не вёл, утверждают авторы теории – ученые эволюционисты. Строго следуя этой теории, мы, как представители вида приматов, не являемся чем-то исключительным. И всегда над нами будет Дамокловым мечом висеть эволюционный опыт (в том числе и негативный) наших древних предков.  А именно, всегда найдутся те, кто совсем недалеко отошел от древней обезьяны.  

,

Но эволюция продолжалась,и древние люди стали оседлыми земледельцами, затем  горожанами. Свои отходы они стали вывозить на границы своих поселений. Кто на опушку леса, кто за крепостные стены. Вывезенные отходы стали служить обозначением границ поселений. Современные археологи считают большой удачей, когда обнаруживают древние кучи мусора. По ним они судят о степени развития цивилизации и культуры. Даже как то парадоксально звучит: уровень развития культуры определяется по составу мусора. В последующем, по мере развития общества,  человек стал создавать вокруг себя искусственную среду с новыми, не имеющимися в природе материалами.

Те кто был на развалинах древнего Херсонеса, обязательно должен обратить внимание на множество черепков гончарных изделий и черепицы из обожженной глины. Это был один из первых искусственных материалов, изобретенных человеком. И если ранее природе не составляло проблем разложить отходы деятельности человека, то с появлением искусственных материалов сделать это природе стало сложнее, а порою и невозможно. Например, для разложения обычного полиэтиленового пакета естественным путем, природе потребуется около 400 лет. Что тогда говорить о батарейках,  аккумуляторах, лаках, красках и тому подобной дряни, которая не только не разлагается, но и накапливается, отравляя всё вокруг себя. В том числе и Творца всего этого.

,

И потому заключаю, что ответ на первый поставленный мною вопрос о том, кто мусорит и как убирать и вывозить мусор за пределы нашего города, не является по сути настолько важным и сложным, чтобы акцентировать внимание только на нем. Ведь убирая мусор с улиц или пляжа и вывозя его на полигон бытовых отходов, мы не решаем проблему, она остаётся. Решение проблемы только откладывается на потом. В лучшем случае на несколько лет, а в худшем, мы оставляем эту проблему своим потомкам. То есть, мы оставляем потомкам отравленную среду обитания или продолжаем действовать также, как те обезьяны, которые отправляли свои отходы подальше с глаз долой. Но только с одним отличием, матушке природе потребуются сотни, если не тысячи лет, чтобы справиться с этим загрязнением.   

Поэтому, необходимо помочь природе решить задачу утилизации и переработки отходов  и на это следует обратить внимание в первую очередь. К решению этой задачи следует приступить немедленно, так как завтра будет поздно. А для нас это завтра, при таком подходе к окружающей среде, может и не наступить. Среда будет отравлена так, что жить без скафандра будет невозможно. Отравленная вода, воздух и почва будут окружать нас. Будет хорошо, если я ошибаюсь.

Следует заметить, что проблема усугубляется еще и тем, что мы, с одной стороны расходуя ограниченные ресурсы, совершенно не озаботились тем, чтобы эти ресурсы восполнять. Мы тратим огромное количество средств на покупку упаковки, используем расточительные технологии, обогревая окружающий воздух, и одновременно  выбрасываем то, что может быть использовано неоднократно. Всё это сырье, а именно так следует относиться к отходам. Но вместо переработки этого сырья, мы вывозим и утрамбовываем его на полигоне твердых отходов, только усугубляя проблему. Расточительство это? Конечно ДА.

Потому нам необходимо переломить в себе подобное отношение к отходам. И когда мы станем к ним относиться как к ценному сырью и невосполнимым ресурсам. Только тогда можно будет сказать, что эта проблема будет разрешена.

Таким образом, это серьезная и сложнейшая задача. Степень переработки отходов в даже развитых странах, таких  как Япония или Германия пока не достигла 100%.  Но первые шаги к этому необходимо делать, так как завтра будет поздно. Для того, чтобы приступить к переработке отходов требуется организовать раздельный сбор (от населения и от предприятий) различных по виду и составу отходов. Организовать вывоз, сортировку и, наконец, саму переработку. Такое возможно обеспечить только при условии высочайшей организации, как населения, так и коммунальных служб и специализированных предприятий. И не будем утверждать, что это не возможно и мы к этому не способны.

Конечно, потребуются меры убеждения и воспитания населения, потребуются меры принуждения и репрессивные меры к нарушителям экологических норм и, наконец, обязательно потребуются меры финансовой стимуляции. В связи с этим, давно назрела необходимость создания муниципальной экологической милиции, так как для привлечения и выявления тех, кто заблудился в дебрях эволюции и не слез с ветки дерева, требуется действенный орган дознания, наделенный правом ведения оперативно-розыскной деятельности.

В пользу создания муниципальной экологической милиции есть еще один существенный аргумент. Как правило, деятельность, связанная с вывозом и утилизацией отходов существенно криминализирована. В этой сфере вращаются огромные средства, в том числе и бюджетные. Декриминализация мусорного бизнеса является существенной проблемой для всех развитых стран. Достаточно привести пример мусорной мафии в Италии. Отсутствие информации об этом явлении у нас еще не свидетельствует о том, что его у нас нет. Достаточно обратить внимание на загаженные предместья города, куда бесконтрольно и без оплаты вывозятся и строительные отходы и иные отходы предприятий. Но почему это должно делаться за наш счет? За это следует платить.

И теперь следующее: А кто же всем этим должен заниматься? Отвечу коротко: конечно местная Власть. Именно она должна озаботиться всем этим и претворить в жизнь. Для того она и существует. То есть Власть должна организовать и создать условия чтобы переработка отходов стала выгодным бизнесом. Но способны ли наши власти решить эту сложную задачу? Отвечу так: наши власти, в том виде и в том составе, в котором сейчас пребывают, вообще ни к чему не способны. В связи с этим зададимся вопросом: способны ли барыги, которые составляют значительную часть представительной и исполнительной ветвей власти решить серьезные задачи? Конечно нет. Им бы порешать свои собственные корыстные делишки. Здесь они проявляют чудеса изобретательности и трудолюбия. Ну, еще они грызутся между собой.  Но вот решать стратегические задачи, на перспективу, они не способны по определению. В результате, наш город по состоянию можно сравнить с лошадью после свадьбы, у которой голова в цветах, а зад потный и грязный. Так и у нас, центр еще более менее поддерживается в приемлемом состоянии, а только отойдешь немного в сторону и окунаешься в …..

,

В заключение, приведу пример как природа преподала человеку жестокий урок в наказание за его бездумность и расточительность. Многим из школьной программы по географии известен остров Пасхи, знаменитый своими многотонными истуканами, смотрящими пустыми глазницами в Тихий океан. Остров, как известно, пуст, не считая нескольких сотен аборигенов, которые и не помнят, как и когда они очутились на острове.

На острове совсем отсутствуют деревья. Знаменитый путешественник Тур Хейердал в 1947 году обнаружил здесь единственное почти высохшее дерево. Сейчас нет и его. Из животного мира на острове нет даже ящериц и мышей, чудесным образом сохранились только курицы. Современные исследования установили, что остров когда-то был покрыт субтропическим лесом с богатой фауной. Но примерно в VI веке на остров приплыли первые люди. Люди обжились и стали вырубать лес, охотиться, и в конечном итоге к XV веку уничтожили всё. Но вместо того, чтобы направить свои усилия на спасение окружающей среды, люди строили многотонные сооружения – каменных истуканов.

Вероятно, таким способом привлекали голоса избирателей. Строительство истуканов очень уж напоминает чрезмерное увлечение наших властей бесполезными грандиозными объектами. Во всяком случае, от наличия большого количества истуканов, жить на острове лучше не становилась. Извели лес и стало невозможно построить лодки, чтобы охотиться на дельфинов, ловить рыбу или хотя для того, чтобы покинуть остров. Можно представить тот ужас, который охватил бедных островитян. Следует предположить, что за оскудевшие ресурсы на острове возникла жестокая борьба. Люди стали в буквальном смысле жрать друг друга (археологи обнаружили многочисленные человеческие кости со следами каннибализма).

Просматривается аналогия с нынешней ситуацией на Украине. 

                                

Тем и закончилась цивилизация на острове Пасхи. Эта история предупреждение нам, ныне живущим. Если мы не изменим своего отношения к природе, не перестанем захламлять и отравлять окружающую среду, не перестанем преступно расточительно относиться к природным ресурсам, то закончим тем же, чем бедные островитяне.   

Виктор Посметный

Written by Mari

Донжон обещают восстановить в начале весны

Медали «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» будут вручены всем ветеранам до 20 апреля 2015 года