in

Святослав Бэлза: «Крым спасет красота!»

В летописи культурной жизни Севастополя и Крыма прошлый год  отмечен как весьма насыщенный интересными событиями. А верно ли, что и в сегодняшнее трудное время искусство по-прежнему принадлежит народу?

С такого вопроса началась наша беседа с известным московским музыковедом и непременным участником крымских фестивалей Святославом Бэлзой.

– У этой крылатой фразы, – ответил он, – есть продолжение: «и должно быть им понято». Но во времена не столь отдаленные, как правило, цитировали то, что было удобно.
Есть искусства и музы, которые спускаются вниз, а есть такие, что зовут наверх. Я не люблю, когда исполнители потрафляют самым непотребным вкусам, а сейчас таких, к сожалению, очень много. Уже сейчас артисты говорят: конечно, цензуры не надо, но вернуть худсоветы было бы неплохо.

Ведь как получается? Выдается «продукция» с примитивными текстами и еще более примитивным ритмом, но с хорошими деньгами, вложенными в «раскрутку». Вкусы публики падают, в свою очередь на эти вкусы начинают работать безголосые «фонограмные» певцы, и возникает замкнутый круг. А настоящее искусство продолжает существовать! Например, наблюдается возрождение интереса к русскому романсу. И многие певцы-эстрадники, в частности Александр Малинин, припадают к неисчерпаемому кладезю этого высокого жанра.

– Но, может быть, это говорит об элитарных вкусах?

– Я не боюсь такого определения. Как в науке чистая теория на самом деле оказывается наиболее практичной и через много лет дает человечеству наибольший результат, так и элитарное искусство обеспечивает сохранение уровня. Я даже согласен отчасти с эстрадными приемами привлечения людей к высокому искусству, когда Паваротти поет со Стингом, а Кабалье – с Фредом Меркури в одном концерте. Каждый зритель находит для себя что-то, хотя Кабалье, смеясь, говорила мне, что теперь ее узнают миллионы поклонников Меркури, которые никогда не бывали в опере.

Искусство действительно должно быть понято народом. Мало быть грамотным, ведь поэзию умеют постигать далеко не все. Точно так же умение слушать музыку и понимать живопись – особый дар души, который необходимо стимулировать.

Сегодня так много озлобленных, эгоистичных, невоспитанных людей, с которыми волей-неволей приходится сталкиваться. Не задевает ли вас бытовое хамство?

– Воинствующему хамству можно и нужно давать отпор. Но если, увы, слышишь мат, то не будешь же надевать пенсне и говорить: вы неправильно выражаетесь по-русски!
У нас в Московском университете, а я заканчивал филологический факультет, была профессор, которая как ученый занималась ненормативной лексикой. Ее ученики защищали диссертации на темы типа «Бранная лексика санного промысла Архангельской губернии XVIII века».

И вот как-то на Манеже рабочие асфальтируют тротуар, а весь их словарный запас состоит из трех общеизвестных слов. Старушка, божий одуванчик в соломенной шляпке, постояла, послушала, а потом говорит: надо же по-другому… Рабочие ее зауважали, монолог лингвиста был на уровне искусства.
А если говорить серьезно, прививку от хамства, невежества я получаю, слушая великую музыку и читая великую литературу.

Как вам удается поддерживать отличную физическую форму, ведя столь активную творческую деятельность?

– Однажды на фестивале на Мальте я познакомился с английским профессором Дебоном, председателем комитета ООН по геронтологии. И спросил его, что бы он посоветовал желающим прожить подольше. Он дал три шутливые рекомендации, в которых, тем не менее, заложен весь мировой опыт: во-первых, правильно выбрать себе родителей (потому что генетический код определяет все!), во-вторых, не утрачивать эмоционального отношения к жизни и, в-третьих, принимать в небольших дозах алкоголь.

А женщины?

– Об этом профессор не сказал, но это как раз относится ко второму.

Что бы вы пожелали нашим читателям?

– Не терять чувства красоты! Крымский пейзаж воспитывает, причем он живописнее итальянского или французского. Но одно дело, когда небоскребы возникают в урбанизированном городе, а другое – в Крыму, когда при здешнем великолепии вылезает что-то наглое и великолепное. Пастернак говорил: «Искусство – дерзость глазомера». А ныне зачастую – одна дерзость и нет глазомера, который должен быть присущ настоящему архитектору. Надо учиться у предков бережно и умело вписывать постройки в ландшафт.

Крым важно не испортить. У вас побывало созвездие имен мастеров мировой культуры, и нет музыканта, который бы не хотел здесь выступить. И в то же время публика, увидев и услышав на ялтинских фестивалях и конкурсах нечто настоящее, уже не пойдет слушать песенки про «два кусочЕка колбаски».

Мой друг Василий Аксенов назвал Крым островом, и, продолжая его мысль, хочу пожелать всем севастопольцам оставаться на острове благополучия, красоты, искусства.

Подготовил Сергей Сардыко

Written by Mari

«Иду вдоль генуэзских стен…»

Уважаемые севастопольцы! 16 марта в 17.00 на площади Нахимова состоится митинг-концерт. Отметим Годовщину «Русской весны» все вместе