in

Создатель российского кинематографа

(К 100-летию российского  кинематографа)

Конец ХIХ начало ХХ века исследователи называют “Серебряным веком” русской культуры. Одним из стремительно и бурно развивающихся в то время направлений стал российский кинематограф, практически сразу вышедший на тогдашний мировой (европейский) уровень.

Среди отцов-основателей русского кино выделяется фигура бывшего железнодорожного инженера Василия Михайловича Гончарова (1861-1915), который стал первым в России киносценаристом, режиссером и продюсером.

Познакомившись с французскими фильмами и системой их проката в России, организованной французскими кинокомпаниями и отдельными предпринимателями, он пришел к выводу, что отечественный творческий потенциал и высокий уровень мастерства актеров российских театров позволяет быстро наладить производство собственных художественных фильмов.

В результате его усилий 15 октября 1908 года на студии Дранкова по его сценарию и под его руководством  были завершены съемки первого российского художественного фильма “Понизовая вольница”. Этот фильм был снят по мотивам песни о Степане Разине “Из-за острова на стрежень…”.

Кстати, съемки этого фильма породили и такое заметное отличие сначала российского, а затем и советского кинематографа от западного, как практическое отсутствие профессиональных киноактеров. Вместо них играли профессионалы театральной сцены.

После этого успешного дебюта Гончаров за последние семь лет своей жизни в 1909-1915 годах самостоятельно или в соавторстве написал сценарии и организовал съемки тридцати трех художественных фильмов.

Вершиной его творчества стала первая в России и в мире батальная художественная кинокартина “Оборона Севастополя”.

Идея этого фильма возникла у него в конце 1910 года. Спустя несколько месяцев, хорошо всё обдумав и подготовив сценарий, он обратился к руководителю крупнейшей на тот момент в России кинокомпании “Торговый дом Ханжонкова и к”.

После этого, добившись личного приема у императора Николая II, Гончаров получил у него “высочайшее соизволение” на постановку первой не только в России, но и в мире крупномасштабной военно-исторической художественно-документальной кинокартины на тему Крымской войны и Первой обороны Севастополя 1854-1855 годов.

“Монаршее соизволение” дало возможность не только начать в мае 1911 года съемки этого фильма в Севастополе, но и получить всестороннюю помощь от командования Черноморского флота и размещенной в городе пехотной бригады (Брестский и Белостокский полки), находившейся тогда в Севастополе. Это позволило без ограничений получать солдатскую массовку для съемок крупномасштабных батальных сцен.

Спустя год в 1912 году фильм “Оборона Севастополя” был впервые продемонстрирован императорской семье в Ливадийском дворце.

После этой «премьеры» начался его триумфальный прокат в городах Российской империи. Потом он попал в Европу.

К настоящему времени – это единственный дореволюционный фильм, который более- менее регулярно демонстрируется перед значительной зрительской аудиторией.

Константин Колонтаев

Written by Mari

О великом, о душе, о музыке

Хоккейный турнир «Русская весна» подводит организационные итоги