Дом Рината Ахметова построен так, чтобы исключить возможность снайперского попадания.
Показать свой дом донецкий миллиардер Ринат Ахметов, 39 лет, обещал с тех пор, как стал народным депутатом от Партии регионов. Но так этого и не сделал. Тогда корреспонденты «Газеты по-украински» решили сами посмотреть резиденцию самого богатого украинца.
Дом Ахметова — на территории Донецкого ботанического сада, на окраине города. Асфальтированные дорожки этого запущенного парка ведут к озеру, переходящему в болото. Дальше — заросли. А уже за ними — кирпичный забор, с виду метров четыре в высоту. Вдоль него стоят около двадцати клеток с собаками сторожевой породы, похоже, алабай. Несколько десятков охранников в военной форме, с рациями, охраняют со всех сторон имение.
Дом специально построен так, чтобы исключить возможность снайперского попадания. Ведь на жизнь Ахметова уже покушались три раза, — рассказал человек из близкого окружения Рината Леонидовича.
Все деревья у дома не выше забора. Чтобы увидеть двор, пришлось взобраться на дерево. Однако оттуда виднеется лишь верхний этаж — пастельные зеленоватые стены и крытая медью крыша. Заметно, что архитекторов дома вдохновил Мариинский дворец в Киеве, где президент принимает самых почетных гостей.
Ахметов домой попадает с другой стороны. Но оттуда увидеть дом еще труднее. Ряд многоэтажных сооружений образуют парадный въезд в резиденцию. У ворот — три камеры наблюдения. Через дорогу — пивзавод «Сармат», принадлежащий Ахметову. Напротив строится гостиница. Она огорожена таким же забором, как и дом.
Самый богатый украинец не всегда жил в хоромах. Родился на окраине Донецка, в поселке вблизи шахты ”Октябрская”. Там, в старых хрущевках, кое-где разбавленных скромными частными домиками, до сих пор живут шахтеры.
Неоднократно Ахметов рассказывал, что их семья жила в нищете. Мол, ему с братом и родителями приходилось тесниться в маленьком полуразвалившемся доме. Сейчас от тех ахметовских руин не осталось и следа. На их месте — еще один дворец, в котором проживает мать Рината Леонидовича, Надежда. Его отец умер 15 лет назад от болезни легких. У ворот дома круглосуточно караулят двое охранников.
Соседи говорят, что Надежду Ахметову видят редко. Большинство времени она проводит в сыновьей фирме ”Люкс”. Чем занимается — не знают. В молодые годы она работала продавцом в магазине и иногда — на полевых работах.
— Я её уже месяца три не видел. А Рината встречал последний раз на похоронах отца, — рассказывает сосед семьи Ахметовых. — Знаю только, что он никогда не работал. Учился плохо. Если вообще можно сказать, что учился. Всё лето играл с пацанами в кустах в карты. Правда, в футбол играл всегда. Боксом серьезно занимался, но дрался редко. Дети его и без этого слушались.
Соседи рассказывают, что зарабатывать деньги Ахметов начинал с Александром Брагиным, который жил на соседней улице. Он в середине 1980-х работал мясником, а Ахметов организовал в его магазине охрану.
В поселке дороги заасфальтированы только в центре и на родной улице Рината Ахметова. Там же находится супермаркет шахты имени Засядько. Она принадлежит другому ”регионалу” — бывшему премьеру Ефиму Звягильскому.
Классный руководитель самого богатого украинца, Изабелла Павлова, 79 лет, не рассказала ни одной истории о своем ученике.
— Он был неприметным мальчиком. Худой, щупленький, с рыжими волосами, учился не очень. В школе появлялся редко, и всегда с перебитым носом, — вспоминает учительница. — Я помню только, что он очень сильно занимался боксом. Постоянно приносил какие-то награды. Остальных ребят из класса тянул в спортивные секции. Некоторые до сих пор работают на него.
Учительница говорит, что для земляков Ахметов — настоящий герой. Если кому-то нужен новый телевизор или нужно сделать ремонт в доме или ребенка устроить в институт, звонят его помощнику. А тот никогда не отказывает.
Сам президент футбольного клуба ”Шахтер” рассказал, что школьных дневников не хранит. Зато не расстается со своими первыми боксерскими рукавицами.
— Они были больше, чем я, — вспоминает он.
Футбол и бокс — не единственные виды спорта, которыми увлекается нардеп.
— Я ещё занимаюсь у-шу. Только никому не говорите, — шутит. — В парламенте столько драк, что нужно их пугать чем-то новым.
Ездит самый богатый украинец в бронированном шестисотом ”мерседесе”. В многолюдных местах Ахметова сопровождают около десяти охранников. Трое из них постоянно рядом, остальные теряются в толпе.
Рассказывает, что в детстве был хулиганом. Играя в футбол, разбил не одно окно.
— А кто в детстве не хулиганил? В кого обычно влюблялись и уважали все девчонки? — спрашивает и сам же отвечает: — Хулиганов.
Однако своей первой любви Ахметов вспомнить так и не смог. Не помнит он и первый поцелуй.
Сейчас у него двое сыновей. Старший, Дамир, родился в 1988 году, младший — Алмир — в 1997-ом. Что означают их имена, отец не помнит. Говорит, что они ему просто понравились.
С сыновьями Ахметов бывает жестким.
— Когда я узнал, что мой сын записался в футбольную школу ”Шахтера”, моментально его оттуда выгнал. Потому что не нужно тренера садить на шпагат. Ведь он будет думать, кому должен доверить место в составе — сыну президента [клуба] или талантливому мальчику, — поясняет свои педагогические принципы владелец ”Шахтера”.
Сказал, что Дамир на него обиделся, но пойти против воли отца не посмел.
— Он плакал. Вся семья стала против меня. Дома был сумасшедший конфликт. Скандал. Подговорили маму. Она прибежала ко мне вся в слезах. Сказала, что если меня что-то не устраивает, то клуб должен покинуть я, а не он.
Ахметов ведет здоровый образ жизни. Шутит, что это помогает ему в парламенте.
— Видите, у нас такая фракция. Что-то не так — сразу голодовка, — смеется он.
Миллиардер рассказал, как закаляется.
— Утром и вечером обливание. А зимой — на снег. Но в проруби я себя некомфортно чувствую. Поэтому предпочитаю походить по снегу босиком. Нужно постоять, произнести волшебные слова. Если это лето — то на травку с утреца. И с пятницы по субботу — сухая голодовка. То есть не пить и не есть сутки. Покушали в шесть часов вечера и — всё.
— Чего вы боитесь?
— Во-первых, я не люблю ходить голодным. Во-вторых — болеть. А в третьих, я не хочу умирать.
Анастасия ЩЕРБИНА, «Газета по-украински»