Аэропорт «Бельбек» уже давно является своеобразным символом Севастополя. Именно сюда приземляются самолеты, привозящие в Крым первых лиц Украины и руководителей зарубежных стран. Его название облетело страницы газет всего мира в период неудавшегося путча ГКЧП. Если бы тогда, в 1991 г., мне кто-то сказал, что знаменитый аэропорт станет предметом коррупционых действий местных чиновников, а безопасность полетов будет поставлена под угрозу простым следователем районной прокуратуры, я бы громко рассмеялся. Сегодня же, как и обещали нам на Майдане, «сказка становится былью».
Передо мной Открытое обращение трудового коллектива ООО «Аэропорт «Бельбек» к прокурору города Севастополя. Каждая строчка данного письма, подписанного 60-ю сотрудниками аэропорта, пропитана тревогой за его будущее и болью от вопиющей несправедливости. В целях экономии газетной площади приведу только некоторые выдержки из данного обращения. Тем более, что его полный текст уже передан в прокуратуру Севастополя и в Секретариат Президента Украины.
«2 августа 2005 г. старшим следователем прокуратуры Нахимовского района г. Севастополя Форсюком А.А. было вынесено постановление о проведении обыска в помещениях ООО «Аэропорт «Бельбек» с целью изъятия документов финансово-хозяйственной деятельности аэропорта.
16 сентября 2005 г. в офис аэропорта прибыли сотрудники ОГСБЭП УМВД Украины в г. Севастополе, которые на основании данного постановления произвели обыск. Однако, как выяснилось, вопреки содержанию постановления, целью обыска являлись не документы, а круглая печать аэропорта. Каких-либо препятствий работникам милиции со стороны работников аэропорта не оказывалось, печать по их требованию была предоставлена. При этом руководством аэропорта были заявлены следующие возражения:
– данная печать необходима аэропорту для использования в повседневной работе, так как ею заверяются документы, сопровождающие прилет-вылет воздушных судов, бухгалтерские отчеты, приказы, справки и т.п. При ее отсутствии деятельность аэропорта практически парализуется;
– при расследовании уголовного дела нет необходимости изымать саму печать, так как предметом исследования экспертизы является сравнение экспериментальных оттисков данной печати с оттисками на исследуемом документе. При этом сама печать подлежит обязательному изъятию только в случаях, если имеются данные, что печать была изготовлена и используется незаконным образом.
Приняв к сведению изложенные доводы, работники милиции каких-либо изъятий по результатам обыска не произвели, о чем сделали в протоколе запись: «В ходе обыска ничего не обнаружено и не изъято». По устной договоренности работники аэропорта обязались добровольно предоставить печать в прокуратуру в понедельник утром 19 сентября. В назначенное время работник аэропорта Устиновский Ю.В. доставил печать в Нахимовскую прокуратуру и передал ее старшему следователю Форсюку А.А. Однако, в конце рабочего дня следователь печать вернуть отказался, при этом не поясняя мотивов своих действий.
Изъятие печати было проведено следователем без вынесения соответствующего постановления, протокол о проведении изъятия составлен не был, понятые не приглашались, представитель аэропорта был лишен возможности внести в протокол какие-либо замечания и возражения по процессу изъятия. Кроме того, следователь требовал передать ему оригиналы регистрационных документов ООО «Аэропорт «Бельбек».
С этого момента уместно будет сделать некоторые пояснения. Дело в том, что до 1993 г. аэропорт «Бельбек» являлся сугубо военным объектом и обслуживание прилетов VIP-персон осуществлялось им в порядке, так сказать, общественной нагрузки. С развитием Севастополя в качестве курортно-рекреационной зоны возникла необходимость формирования гражданского сектора аэропорта, тем более, что военно-воздушные силы Украины переживали не лучшие времена. Во исполнение постановления Кабинета Министров Украины от 22.04.1993 г. было создано государственное коммунальное предприятие «Аэропорт «Севастополь». Однако, за все время существования данного ГКП абсолютно ничего не было сделано для развития гражданского сектора аэропорта.
В начале 2002 г. нашлись люди (читай самоубийцы), решившие за счет собственных средств «отремонтировать воздушные ворота города-героя». Созданное ими ООО «Аэропорт «Бельбек» уже к июню 2002 г. построило и сдало в эксплуатацию пассажирский терминал с пропускной способностью 50 человек в час. 1 июля 2002 г. было получено разрешение на обслуживание воздушных судов по гражданским процедурам, а в октябре 2002 г. аэропорт получил статус международного. На сегодняшний день предприятие сотрудничает более чем с 60 авиакомпаниями как Украины, так и ближнего и дальнего зарубежья, в том числе России, Германии, Франции, США. По состоянию на 1 октября 2005 г. им было обслужено более 3000 рейсов и 40000 пассажиров.
При этом руководством аэропорта большое внимание уделяется решению вопросов трудоустройства военнослужащих, уволенных в запас и попавших под сокращение. Профессиональное ядро трудового коллектива составляют именно бывшие военные летчики и диспетчеры, что дает гарантию качества обслуживания гражданских авиаперевозок. Одним словом, благодаря умелому менеджменту, аэропорт «Бельбек» начал превращаться в успешное и вполне рентабельное предприятие.
Однако, как это часто бывает в нашей стране, настало время поделиться. Сначала в адрес руководства аэропорта начали поступать робкие предложения о продаже ООО. После категорического отказа большинства учредителей напор начал возрастать. При этом движущей силой данного процесса были выдвинуты господа Гыскэ С.В. и Кузнецов И.И., являющиеся соучредителями этого же Общества, однако активной деятельности в развитии аэропорта не принимающие. По убеждению заместителя директора ООО «Аэропорт «Бельбек» эти люди выступают в качестве пешек в большой игре одного хорошо известного в городе высокопоставленного чиновника.
В том, что его предположение соответствует действительности убеждает то, с каким рвением городские правоохранители развернули кампанию травли неуступчивых бизнесменов, в то время как их заявления тонут в бюрократической рутине. Небольшой пример. По заявлениям Гыскэ и Кузнецова еще в 2004 г. транспортной прокуратурой возбуждается уголовное дело в отношении руководителей аэропорта, которое было прекращено в декабре 2004 г. в связи с отсутствием состава преступления. Вероятно, не без помощи таинственного покровителя в Верховной Раде Украины озвучивается депутатский запрос, в связи с которым уголовное дело снова возбуждается. 3 июня 2005 г. дело опять прекращено по тем же основаниям. Но не тут то было. Спустя месяц после вынесения постановления Генеральная прокуратура вновь его отменяет и возобновляет следствие. И это только один из эпизодов многомесячной борьбы предприятия за выживаемость. Рассказы о попытках насильственного захвата власти в аэропорте, об аресте и десятидневном содержании в ИВС заместителя директора ООО, попытках психологического давления и т.п. могут занять не одну страницу.
В то же время, когда в сентябре 2004 г. Хозяйственным судом Донецкой области (вероятно, на этот суд влияние мистера Х не распространяется) в адрес севастопольской прокуратуры было направлено уведомление о выявлении признаков преступления в действиях Кузнецова И.И., местные блюстители закона не только не приняли каких-либо мер, но и не удосужились уведомить о результатах проверки. Воистину: «Для друзей все, а для врагов закон».
А теперь вернемся к следователю Нахимовской прокуратуры Форсюку А.А. Для чего же этому скромному труженику на ниве борьбы с преступностью понадобилась печать и регистрационные документы ООО «Аэропорт «Бельбек»? Ответ следует из вышеуказанного Обращения трудового коллектива: «Необходимость изъятия документов и печати оставалась необъяснимой до появления в газете «Курьер» (№838 от 01.10.2005 г.) объявления об утере печати и свидетельства о государственной регистрации ООО «Аэропорт «Бельбек» и о признании их в этой связи недействительными. Публикация сообщения в газете была осуществлена на основании письма гр-на Гыске С.В., самовольно присвоившего полномочия генерального директора аэропорта. При таких обстоятельствах публикация вышеуказанного сообщения свидетельствует о попытке гр-на Гыске С.В. незаконно получить разрешение и изготовить дубликат основной печати ООО «Аэропорт «Бельбек» и в дальнейшем завладеть имуществом предприятия.
В результате незаконных действий следователя существенно затруднена работа аэропорта, у работников появляются обоснованные подозрения в предвзятости следствия, пытающегося, по мнению большинства, не столько расследовать уголовное дело, сколько любым способом препятствовать работе аэропорта».
Высший пилотаж! Вас не удивляет поразительная синхронность действий следователя районной прокуратуры и господина Гыскэ С.В.? 19-го сентября изымается печать, 30 сентября следователь настойчиво и в грубой форме требует передать ему оригиналы учредительных документов, а уже 1 октября в газете публикуется сообщение об утере печати и свидетельства о госрегистрации. Впрочем, оставляю этот вопрос риторическим. Ответ на него должны давать соответствующие органы. Тем более, что борьба с коррупцией является приоритетным направлением в деятельности новой власти и должна, наконец, обрести реальные очертания. В конце концов, именно за это голосовали граждане Украины.
Сергей Кажанов