in

Руины кусают

Официально в Херсонесский национальный заповедник можно проникнуть двумя способами: собственно через центральный вход со стороны улицы Древней и через «тыловой» – со стороны «проселочной» дороги на пляж «Солнечный».

Неофициально – с какой угодно стороны, включая заход с моря (на матраце, к примеру) и высадку с воздуха. Но о нелегальном проникновении к памятникам древнегреческого зодчества чуть ниже. А пока о том, как можно посетить заповедные гектары с парадного входа.

ТАМ, как уважаемый читатель, по-видимому, прекрасно осведомлен, бдительная вахта (с подразделением милиции даже) несется круглосуточно, а билеты в кассе существуют вне зависимости от времени года и климатических пересменок. Чего никак не скажешь о «запасном» входе. Там-то как раз платный вход странным образом и зависит от конкретных месяцев и даже времени суток.

Каждый год с началом летнего сезона на вратах «запасного» входа появляются строгие дядьки, вывешивается табличка с расценками и распахивается гостеприимно окошечко с надписью «Касса».

Местные жители, привыкшие девять месяцев в году беспрепятственно посещать руины Херсонеса, мало того, что расстроены не самыми божескими ценами на право посещения божьего (Апостол Андрей, никак, здесь бродил, князя Владимира крестили) места, но и прибывают в полном недоумении. Чем же, дескать, территория заповедника, скажем, осенне-зимнего периода отличается от той же самой территории, но летом!? Руины те же, вода и воздух – тоже.  

Наткнувшись на цену в 15 гривен и суровый взгляд вахтера, народ привычно дружными косяками следует в обход. Кто через ограду, которая даже реконструкции осталась вполне осадоприступной, кто вплавь и вброд. Прошлым летом, к примеру, я ни разу не наблюдал у заповедных входов ни одной очереди, что, впрочем, совсем не означало, что развалины древнего города и его пляжи пустынностью своей напоминали лунный кратер. Как говорится, яблоку негде было упасть! 

Подумалось, что, если бы каждый из тысяч загорающих и глазеющих посетителей платил в кассу вышеозначенные 15 гривен, то Херсонес можно было бы за один летний сезон восстановить в первозданной красе и даже поселить там греков. Не говоря уже о том, что отказаться за ненадобностью от всевозможных западных грантов на изыскательские и восстановительные работы. 

Увы, мало кто (и кассовый «урожай», видимо, наглядное тому подтверждение) посещал и посещает Херсонес за свои кровные. Уже хотя бы потому, что стоимость входного билета явно рассчитана на зажиточного, не скупящегося сорить отпускными деньгами, приезжего, а не среднестатистического севастопольца.  Да и за что платить, собственно?

За то, что поглазеешь на развалины и  искупнешься в море, в родном, между прочим, городе? Так руины на то и руины, что никому не принадлежат, как, собственно, и море. Другое дело, если бы в эту стоимость входило бы, к примеру, экскурсионное обслуживание, а прибрежная линия заповедника содержалась в образцовом порядке, а не напоминала в иных местах городские помойки.

,

ПРОШЛЫМ летом, к слову, мне довелось побывать в «метропольных» окрестностях греческого города Салоники. Древних руин и памятников там, как сами понимаете, не меньше, чем в родном Херсонесе. Так вот!  Там почему-то никому в голову не приходит ограждать от прочего мира огромные гектары земли и лупить за право посещения их немалые деньги.

Да, места раскопок и восстановленные памятники там ограждены аккуратными, почти не бросающимися в глаза, оградками. Да, за оградки заходить запрещено. Но лишь за оградки, заметьте, а не на огромную прилегающую территорию, которая разумно считается общественным достоянием! 

Подозреваю, дай нашим «ответственным за историю» должностным лицам волю, они обнесли бы высоким забором всю известную территорию древнегреческого мегаполиса  Херсонес – от бухты Стрелецкой до бухты Казачьей и даже Инкермана. Включая жилые массивы.

В немалой обиде и верующие севастопольцы. Они вовсе не виноваты в том, что их храм дислоцируется на платном объекте. Есть, правда, распоряжение администрации заповедника верующих пропускать бесплатно, но, как жалуются сами прихожане Владимирского собора, стражи на воротах сие распоряжение стойко игнорируют. Да и как отличить-то человека верующего от атеиста? 

ЧАСТО наблюдал я прошлым летом и альтернативную официальной проходную на территорию Херсонеса. Два тинэйджера лет 12 наладили у одной из стен ограды довольно бойкий бизнес. Приволокли раскладную стремянку и, как бы ни при чем, сидели на ней и курили. Отдельные граждане тем часом, попыхтев в бесплодных попытках перемахнуть через стену без подручных средств, с завистью косились на нехитрый «абордажный» предмет. Тех, кто посильней да помоложе, лестница как средство взятия ограды не интересовала, но посетителей в возрасте и с детьми – очень даже. В ответ на просьбы дать попользоваться, подростки «выкатывали» таксу: 50 копеек с носа. Старикам при этом делалась скидка в размере 20 копеек, а с детей и вовсе ничего не брали. Все по справедливости, словом.

Ход был настолько коммерчески и психологически безупречен, что оставалось лишь удивляться, как это никто до этого раньше не додумался. Люди с удовольствием (и даже с какой-то злорадной щедростью) платили пацанам за пять ступенек вверх две «таксы», восхищаясь практичностью подрастающего поколения. 

И вот о чем в этой связи хотелось бы напомнить уважаемой администрации заповедника Херсонес Таврический. Желание заработать – вещь, естественно, нормальная. А вот излишнее желание – вредит, безусловно. И, прежде всего, вам, драгоценные.

Если бы стоимость посещения  была, к примеру, 1 гривна (хотя бы для жителей города) , желающих сигать через заборы было бы во много раз меньше. Ведь даже элементарное сопоставление количества ежедневно бродящих (особенно в летние месяцы) по Херсонесу граждан с гривневой стоимостью входного билета гарантировало прибыль во много раз больше, чем вы имеете сегодня. Это вам даже 12-летний скажет! 

Влад РОМАНОВ

« Новый Севастополь»

Written by Mari

«Забота о здоровье» автолюбителей: в МРЭО ГАИ г. Севастополя построена полоса препятствий

Пиротехники Центра «Лидер» проводят работы по поиску и обезвреживанию взрывоопасных предметов на территории Севастополя