in

Херсонесские раскопки

В июне этого года исполняется 180 лет с момента начала археологических раскопок на территории Херсонесского городища, которые вместе с начавшимися несколькими годами ранее раскопками в Керчи положили начало систематическим археологическим исследованиям на территории России вообще, и появления в России археологии как науки в частности.

Первоначально организованные в июне 1827 года лейтенантом Крузе по распоряжению тогдашнего командующего Черноморским флотом адмирала Грейга раскопки на территории Херсонесского городища не преследовали научных целей. Они были связаны с тем, что недавно пришедший тогда к власти император Николай I в 1826 году пожелал поставить обелиск на месте крещения князя Владимира.

Вскоре желание императора преобразовалось в проект постройки собора на месте крещения князя Владимира. Именно с целью определения этого места начала в Херсонесе раскопки экспедиция лейтенанта Крузе. В результате этих работ было определено местоположение и контуры фундаментов комплекса храмов в районе центральной площади Херсонеса. Находившийся там самый большой храм решили считать тем самым местом, где произошло крещение князя Владимира.

Несмотря на то, что поставленная перед ним конкретная задача была выполнена, лейтенант Крузе настолько пристрастился к Херсонесским раскопкам, что, согласно некоторым документам “Одесского общества истории и древностей”, ему удалось на несколько лет получить территорию Херсонесского городища в качестве имения.

В 1845 году раскопки в Херсонесе проводились другим флотским офицером, лейтенантом князем В. Барятинским. Он впервые провел раскопки на островке в Казачьей бухте, который, согласно церковной легенде, являлся местом казни святого Климента Римского. В одном из отчетов “Одесского общества истории и древностей” упоминается об открытии в ходе раскопок лейтенантом Барятинского в Херсонесе так называемой “Восточной базилики”.

,

Новый этап археологических исследований Херсонеса начался вскоре после создания в 1838 году в Одессе “Общества истории и  древностей”, которое начало организовывать  систематические раскопки по всей территории тогдашнего российского Причерноморья и  Приазовья. Большую и действенную помощь обществу в этой работе оказывало командование Черноморского флота. В 1845 году командующий флотом  адмирал М. Лазарев поручил капитан-лейтенанту З. Аркасу, являвшемуся директором статистического комитета, составить для нужд раскопок топогеодезический план Херсонеса и его ближайших окрестностей. Он успешно выполнил эту работу и в 1846 году был избран действительным членом “Одесского общества истории и древностей”. С этого момента и до 1854 года руководил археологическими работами на территории Херсонеса.

В этот же  период (1846–1854 годы) на территории Херсонесского городища периодически проводил «раскопки» чиновник министерства императорского двора – некий Корейша, искавший древние клады.

В 1851 году на городище вела раскопки экспедиция под руководством офицера Черноморского флота лейтенанта Шемякина.

,

В 1853–1854 годах раскопки в Херсонесе проводились известным в то время российским археологом, основателем Русского и Московского археологических обществ, Государственного исторического музея в Москве графа А. Уварова.

За эти два года экспедиция А. Уварова раскопала на берегу моря базилику V–VI веков нашей эры, которую в 1851 году начал раскапывать лейтенант Шемякин.

Впрочем, он же непосредственно руководил этим процессом и в 1853–184 годах, так как  В. Уваров осуществлял лишь общее наблюдение и руководство раскопками. Тем не менее,  базилика  получила название “Уваровская”.

Существенным недостатком археологических исследований того времени было то, что их целью главным образом была добыча экспонатов для музеев и частных коллекций. Такая практика наносила большой ущерб научным исследованиям, так как находки, не имея научного описания и не будучи зафиксированными по месту обнаружения, теряли научную ценность.

Большие затруднения археологическим исследованиям в Херсонесе создавали попытки Православной церкви сделать его исключительно церковной святыней. В начале 50-х годов ХIХ века на территории городища создается монастырь. В 1861 году территория Херсонеса полностью переходит во владение монастыря, статус которого был весьма упрочен и поднят тем, что на церемонии закладки Владимирского собора на центральной площади Херсонеса 23 августа 1861 года присутствовал император Александр II.

,

В ходе строительства собора и комплекса монастырских зданий рядом с ним в 1861–1891 годах были уничтожены или повреждены многие археологические памятники. В период 1891–1920 годов монастырь имел многочисленную братию и обслугу, бродившую по городищу и из любопытства или по корыстолюбию расхищавшую предметы старины.

В период 1861–1876 годов раскопки в Херсонесе проводил монастырь, этих «археологов» интересовали только предметы византийского периода истории, из которых при монастыре был создан “Христианский музей”.

В 1876 году “Одесское общество истории и древностей” вновь начало раскопки Херсонеса, продолжавшиеся до 1888 года. В ходе этих работ была полностью расчищена главная улица, обнаружена мраморная плита с благодарственной надписью в честь понтийского полководца Диофанта, отбившего натиски скифов на Херсонес, раскопан городской водопровод, найдены бассейны для сбора дождевой воды и засолки рыбы.

По поручению общества раскопками периода 1885–1888 годов в Херсонесе руководил военный инженер генерал-майор Александр Бертье-Далагард, потомок родственников знаменитого наполеоновского маршала. В 80–90-е годы ХIХ века по его проектам и под его руководством на территории Севастополя и Крыма было построено несколько десятков береговых батарей и портовых сооружений. Но больше он известен как крымский историк, археолог и краевед.

С 1888 по 1915 год раскопки Херсонеса велись Императорской археологической комиссией. В период 1888–1907 годов ими руководил К. Косцюшко-Валюжанич. Именно им был найден  получивший мировую известность высеченный на каменной плите  текст присяги гражданина Херсонеса и целый ряд других письменных памятников. Им же  проведены раскопки на островке в бухте Казачьей и начаты раскопки древнего города на мысе Херсонес и храма на мысе Фиолент.

К сожалению, от археологии его часто отвлекала длившаяся все эти годы борьба с  Херсонесским монастырем, начальство которого непрерывно писало на него доносы в Петербург с обвинениями в политических и религиозных преступлениях. От них его  спасало постоянное заступничество высокопоставленного археолога-любителя контр-адмирала  великого князя Александра Михайловича, который лично принимал  участие в раскопках Херсонеса и часто финансировал их как из своих средств, так и добиваясь государственных субсидий.

В 1892 году Косцюшко-Валюжанич основал на территории Херсонеса первый в Севастополе археологический музей. Правда, его истинное первоначальное состояние полностью соответствовало и его первому названию: “Склад древностей императорской археологической комиссии”, поскольку вплоть до 1925 года он и был, по сути, складом, находился в одноэтажном бараке.

Современное состояние Херсонесский музей приобрел в 1925 году, когда ему были переданы все помещения закрытого в 1921 году Херсонесского монастыря.  После десятилетнего перерыва, в 1925 году возобновились археологические раскопки, прерванные первой мировой  войной, событиями  революции и гражданской войны. Они продолжались до 1941 года, и снова были прерваны теперь уже Великой Отечественной войной. Возобновились в 1946 году, и продолжаются без  перерыва до нашего времени.

Константин Колонтаев

Written by Mari

Знай наших!

«Чайка», лети отсюда! В Севастополе предприниматель выселяет из здания детскую спортивную школу