Отравление Виктора Ющенко относится к категории тех уголовных дел, которые в нашей стране расследуются годами. На прошедшей неделе газета «Сегодня» опубликовала сенсационное интервью Владимира Сацюка, одного из непосредственных участников «тайной вечери», во время которой, по мнению следствия, был отравлен кандидат в президенты В.Ющенко. Мы предлагаем нашим читателям фрагменты этого интервью.
– Владимир Николаевич, вспомним ужин на даче подробнее, чтобы понять, что там было, а чего не было. И как вообще возникла мысль о такой встрече?
– Еще за несколько недель до 5-го сентября Ющенко со Жванией приезжали ко мне на дачу. Разговор был о том, чтобы СБУ не вмешивалась в политику. Я ответил, что не решаю такие вопросы, есть глава Службы. Тогда-то и возникла впервые мысль о будущей встрече кандидата в президенты и главы СБУ.
Ющенко сказал, мол, вы контактируйте с Жванией, договаривайтесь. Мы еще не знали дату, но такая встреча планировалась и в итоге произошла 5-го числа.
Кстати, изначально эта встреча планировалась на 4-е. Но была отменена, потому что Ющенко себя… плохо чувствовал! Это факт! Почему сегодня на это не обращают внимания?
Это была нормальная мужская встреча с хорошим застольем. И неправда, что он лишь пригублял… Пил, как все. Он, кстати, как всегда, опаздывал, мы со Смешко подождали его, потом решили сами пить пиво и есть раков – а вдруг Ющенко опять не приедет? И тут они приехали. Зашли, поздоровались по украинскому обычаю, и тут Ющенко увидел пиво. «О, пиво, так хочу его!» А я как раз налил себе стакан, но не пил из него. Говорю, пожалуйста, вот нетронутый стакан. Он его взял и выпил до дна. Это мелочи, но показывают, что встреча шла нормально, по-мужски. Какие там 10-15 граммов, мы выпили пару бутылок водки, пиво, потом еще пару бутылок коньяка … Да он и к нам приехал навеселе, был же еще один ужин, до нас (имеется в виду трапеза у одного из руководителей торговой сети «Фокстрот». – Авт)… Может, Ющенко сейчас и говорит о том нашем вечере так неуверенно, что ничего не помнит?
Что касается плова и Залесского, то, насколько я помню, было так: повар принес казан с пловом из кухни и поставил на столик в метре-полутора от главного стола. Он же, повар, и насыпал плов в тарелки. А уж на стол ставил эти тарелки действительно Залесский. Но все это происходило, повторю, в метре-полутора от нас, полностью на виду у всех, Тарас при всем желании не мог бы незаметно что-то подложить или подсыпать. Более того, я считаю, что отравления диксином вообще не было. Если же оно и было, то чем-то другим, не диоксином. Сегодня, думаю, ГПУ стоит вновь побеседовать с самим Ющенко, чтобы он, возможно, открыл наконец правду всего произошедшего с ним.
– Залесский – ваш друг, подчиненный, коллега?
– Залесский был когда-то начальником СБ банка “Украина”. Причем в банк его брал кум Ющенко Петр Михеев, глава правления банка. А я познакомился с Залесским, когда работал в бизнесе, а он в УБОПе.
– Как же (и когда), по-вашему, возникла “диоксиновая” версия, да еще увязанная с вашей дачей?
– По моей информации, когда с Ющенко что-то произошло (а произошло вне сомнений, это же видно ), еще в Австрии его близкое окружение стало лихорадочно искать по Интернету, под что можно подогнать такие симптомы. И нашли диоксиновую версию, которую потом и озвучили. Об этом мне лично говорили близкие к семье президента люди, которые при этом присутствовали. Но главное, на мой взгляд, надо спросить самого Ющенко, пусть расскажет, что в действительности могло с ним произойти, пусть скажет правду украинскому народу.
– Однако же была информация, что кровь Ющенко таки исследовалась за рубежом и там нашли диоксин…
Кто сказал, что это кровь Ющенко? У меня есть один документ, ответ лаборатории, которая исследовала кровь на диоксин. Они указывают, что исследовали кровь, пришедшую по почте DHL в пробирке из клиники «Рудольфвинерхаус». Далее пишут: мол, мы не отвечаем на вопрос, чья это кровь, но говорим – в этой крови есть следы диоксина. Ответить же на вопрос, кому принадлежит проверяемая кровь, мы сможем только тогда, когда сами проведем забор крови согласно определенной процедуре. Отсюда могут быть две версии: либо это была кровь не Ющенко, либо кровь его, но с впрыснутым уже в пробирку диоксином. И рассказы о том, будто в Украине нет своих лабораторий, где можно проверить кровь на диоксин, тоже не соответствуют действительности. Все у нас есть, тот же Институт токсикологии, другие… Иное дело, что Ющенко упорно не хочет сдавать анализы. Свою версию, почему не хочет, я уже высказал. Вспомним: когда Ющенко попал в Австрию, у него взяли кровь и ее исследовали в Институте токсикологии Австрии – на все, что только возможно. И ничего не нашли. И лишь позже появилась диоксиновая версия, после отправки той пробирки с неизвестно чьей кровью на исследования.
– Вы ведь задолго до известного ужина были хорошо знакомы с Ющенко, общались с ним?
– Да, конечно, и общались нормально. Как-то он был у меня в гостях с Катериной и детьми. Кроме того, не раз мы с Ющенко встречались на разных застольях, например, у его кума, Петра Михеева, у депутата Александра Волкова на даче, пили рюмку, нормально общались. Никогда никакая «черная кошка» между нами не пробегала. Впрочем, могу сказать, что он – очень необязательный человек.
Сколько было случаев с тем же банком «Украина», когда он что-то обещал, били по рукам, обнимались, потом он уходил и все тут же забывал. И еще – Ющенко любит в ходе застолий сказать такую фразу: «Все мы – лишь пыль в глазах Бога!» Хотелось бы, чтобы он также не забывал, что и он – пылинка, а вовсе не сам Бог!
Александр Корчинский
«Сегодня»
Официальная реакция
Пресс-секретарь Президента И. Ванникова отмечает, что давать правовую оценку событиям, связанным с отравлением Президента Украины Виктора Ющенко и расследованием уголовного дела по данному факту, должны лишь следователь, который ведет досудебное следствие, и прокурор.
Что касается интервью господина Сацюка газете «Сегодня», то следует отметить, что он должен был бы сообщить известные ему факты не на страницах печатных средств массовой информации, а следователю прокуратуры.
Действия Президента направлены на эффективное раскрытие и расследование этого преступления. Глава государства выполнил все обязанности, которые возложены уголовно-процессуальным законодательством на потерпевшего. Президент неоднократно демонстрировал свое стремление установить обстоятельства этого дела, серьезно повредившего его здоровью.
Вместе с тем В. Ющенко в своих публичных высказываниях неоднократно заявлял, что ожидает установления истины исключительно правовым путем. Поэтому Секретариат Президента в связи со статьей в газете «Сегодня» убежден, что органы прокуратуры должны рассмотреть материал, опубликованный в газете, и установить, не является ли это попыткой давления на следствие, поскольку существуют все основания считать, что автор интервью преследовал цель не помочь следствию, а наоборот отвлечь внимание от поиска объективной истины.