Вспомнилось телевизионное интервью одного известного украинского политика, который на вопрос корреспондента о личных доходах с юмором ответил: «На хлеб с маслом хватает!». Не знаю как насчет масла, а вот то, что на хлеб у некоторых севастопольских депутатов денег хватает, я не сомневаюсь. Да чего уж там мелочиться! На целый хлебозавод, с недвижимостью, оборудованием и рабочим людом.
На столь странные размышления навели меня документы, предоставленные редакции одним неравнодушным севастопольским депутатом. Было в нашем городе такое славное государственное предприятие как хлебокомбинат имени С.М.Кирова, основанное еще в 1930 г. Благодаря работе грамотных руководителей, таких как Коханова Алевтина Федоровна, горожане всегда были накормлены вкусным и недорогим хлебушком, а более 900 человек имели рабочие места. К развалу Советского Союза в структуру предприятия входили хлебозавод №1 (ул. Токарева,2В), хлебозавод №2 (ул. Гоголя,16), хлебозавод №3 (ул.Братская,3), сухарно-бараночный цех №2 (ул.Демидова, 16), а также 16 магазинов собственной розничной сети. Общая площадь только производственных площадей составляла почти 40 000 квадратных метров.
Естественно, что многие разбогатевшие к тому времени «новые русские» истекали слюной, проезжая мимо «Горячего хлеба» по ул. Гоголя. И причиной этому был отнюдь не аромат свежеиспеченной сдобы.
Находясь в силе, Алевтина Коханова могла противостоять натиску доморощенных прихватизаторов, расплодившихся на волне массового акционирования 90-х годов, и смогла убедить коллектив сохранить государственный статус предприятия. Законом Украины №847-XIV от 07.07.1997 г. хлебокомбинат был включен в перечень объектов государственной собственности, не подлежащих приватизации.
Однако после парламентских выборов 2002 г. в смертельной схватке за «хлеб насущный» схлестнулись несколько бизнес-групп, поддерживаемые чиновниками различных рангов и политических убеждений. Фамилии конкурентов слишком известны севастопольцам, чтобы их называть. Подчеркнем только, что с этого времени жизнь руководства предприятия превратилась в кошмар. Внезапная «любовь» налоговой адимнистрации, возглавляемой в то время Святославом Пискуном, привела к многочисленным обыскам и обвинениям в финансовых злоупотребленях. В этот момент на горизонте появляется некий представитель ООО «Примула» Трындюк Ю.Г. (ныне депутат Верховной Рады Украины от Севастополя по списку БЮТ), который искренне проникся судьбой комбината.
Как и что происходило «наверху», мы можем только догадываться, однако в конце ноября 2002 г. Коханова срочно отбывает в Киев, где пишет заявление о переходе на должность главного технолога, а уже 10 декабря начальник госдепартамента продовольствия Жихарев Ю.В. и Трындюк Ю.Г. представляют нового директора. Им стал Андрияс Орест Ильич, работавший ранее зам. директора Ивано-Франковского хлебокомбината. В феврале 2003 г. на предприятии проводится собрание с повесткой дня о создании совместного предприятия с ООО «Примула». Возмущенные члены трудового коллектива при поддержке конкурентов Трындюка обратились с письмом к Президенту Украины и в ФГИ, в результате чего на свет появилась бумага под названием «О недопущении скрытой приватизации».
Однако не из того теста был слеплен будущий севастопольский депутат. В августе 2003 г. члены трудового коллектива с изумлением узнали, что хлебокомбинат уже давно передан в аренду ДП «Царь-хлеб» ООО «Хлебные инвестиции», президентом которого, как уже догадался вдумчивый читатель, является все тот же Трындюк Ю.Г. Самое забавное, что это дочернее предприятие было зарегистрировано еще 22 апреля по адресу: г. Севастополь, ул. Токарева 2В.
30 сентября 2003 г. был зачитан приказ Департамента продовольствия о передаче в аренду целостного имущественного комплекса Севастопольского хлебокомбината ДП «Царь-хлеб» на основании договора №731 с фондом госимущества. При этом ни одного чиновника не взволновали грубейшие нарушения законов Украины: отсутствие согласия коллектива, непроведение конкурса, отсутствие экспертной оценки имущества. Представьте себе, что арендная плата за сдачу в аренду такого огромного комплекса рассчитывается по его остаточной стоимости (около 5 млн. гривен).
,
Планы свои Юрий Григорьевич не скрывает. Вот, что он заявил журналисту «Деловой столицы»: «Два предприятия — ДП «Царь-хлеб» (Севастополь) и ДП «Новоукраинский комбинат хлебопродуктов» (Кировоградская обл.) — холдинг арендует на 10 лет. Капитальные вложения в арендованный крымский завод рассчитаны на грядущий процесс приватизации объекта и участие в нем холдинга…».
Проведем параллель. Совсем недавно председатель парламентского комитета по борьбе с коррупцией Стретович заявил о выявлении фактов нарушения закона при передаче в аренду Новоукраинского КХП при непосредственном участии Святослава Пискуна. В 2005 г. прокурор области возбудил уголовное дело. Однако самого прокурора и его зама Пискун успел снять с должности. Тем не менее, дело получило огласку и взято под контроль Стретовичем, который сказал: «Я утверждаю то, что ООО «Планета инвестиций», в учредители которого входят жена Пискуна, жена Азарова под руководством друга семьи или соседа Триндюка, нелегальным образом осуществило аренду и практически «занулило» основные оборотные средства рентабельного предприятия… ».
Насколько эффективно работают сегодня новые хозяева, можно судить по недавнему заявлению Антимонопольного комитета, который установил, что ДП «Царь-хлеб» покупало муку у ООО «Примула» по цене выше рыночной, что привело к экономически необоснованному повышению цен на хлеб. Вспомните, кто являлся директором «Примулы»?! То-то же!
Сегодня Севастопольский хлеб – один из самых дорогих в Украине. Для сравнения: в Киеве батон производства ОАО «Киевхлеб» стоит 1,10, и уже поднимают вопрос о повышении цены до 1,30. В Севастополе сегодня стоимость батона минимум 1,60. ДП «Царь-хлеб» является монополистом, выпуская более 70% регулируемой хлебопродукции в городе и, таким образом, диктует розничные цены небольшим частным пекарням.
Вот такие у нас заботливые депутаты.
Сергей Кажанов
,
Мы попросили прокомментировать эту информацию руководителя фракции ПСПУ в Севастопольском городском совете Евгения Георгиевича Дубовика.
Корр. – Чем опасны для города подобные манипуляции с хлебозаводом?
Д. – Скрытое рейдерство. Завод фактически перешел во владение г-на Трындюка и его компании. В компании этой и Пискун, и Тимошенко, и много других ярких личностей. Город теряет доходы, город теряет рабочие места.
Корр. – Ну почему же сократят рабочие места? Хлеб – это очень выгодное дело.
Д. – А что может быть выгоднее, чем построить в центре города 12-ти этажный жилой или офисный комплекс, где каждый этаж будет приносить миллион долларов дохода?!
Корр. – Они уже подавали какие-то документы в горсовет?
Д. – Ну, конечно, пока они ничего не подавали. По крайней мере, до того момента, когда приватизируют хлебокомбинат. Все делается келейно, тихим сапом. Чтобы прекратить это, мы уже обратились в городскую прокуратуру, к Президенту Украины, Премьер-министру и в Генеральную прокуратуру. Наши запросы в фонд коммунального имущества, в ЖКХ результатов не дали. Они отвечают, что этим делом не занимаются. Якобы всеми вопросами напрямую руководил Киев.
Сейчас необходимо добиваться срочного приостановления уже принятых неправомерных решений, там, где подделаны подписи трудового коллектива, протоколы собрания, которое якобы проводилось. Люди молчат, потому что боятся потерять работу. Мы надеемся, что прокуратура все-таки возьмется за эту проблему, и возьмется серьезно…