Материалы для рубрики собраны ее автором доцентом кафедры политических наук Таврического национального университета Леонидом Александровичем Ефановым из крымских газет “Салгир”, “Крым”, “Крымский курьер”, выпускаемых на рубеже XIX – XX веков.
Пасхальные кражи
Правда говорят, что все преступники есть безбожники. Подтверждением этих слов стали две квартирные кражи, случившихся в Симферополе в дни пасхальных праздников. У городского санитарного врача г-на Г. Грудинского злоумышленники похитили разных вещей на 270 рублей, у г-на Синани, проживающего на Екатерининской улице (ныне — ул.К.Маркса), на 220 рублей. Полиция подозревает в совершении этих преступлений известных рецидивистов Балясного и Ревелиотти, буквально на днях выпущенных из тюрьмы.
Ограбили на ходу
Трудно сказать, каким образом действовали воришки, но когда служащие железнодорожной станции «Симферополь» стали осматривать вагоны в только что прибывшем товарном поезде, в одном из них была обнаружена крупная недостача товаров. Очевидно, «лихие ребята» умудрились осуществить кражу во время движения поезда. Согласно составленному акту, из вагона были украдены 4 мешка муки общим весом в 20 пудов (320 кг), ящик с кондитерскими товарами в 4 пуда (64 кг) и несколько деталей для плуга.
Фальшивомонетчики
В последние дни в Симферополе появились злоумышленники, занимавшиеся сбытом фальшивых ассигнаций. Установив по словам пострадавших приметы фальшивомонетчиков, симферопольская полиция разослала телеграммы во все крупные города губернии. И вскоре преступники — ими оказались мещане Кучеров и Пузанов — были задержаны в Ялте приставами М. Гвоздевичем и Н.Асеевым. Кроме нескольких поддельных денежных знаков в пиджаке Кучерова был обнаружен заряженный револьвер.
Неверный старик
Любопытный пациент поступил в Симферопольскую больницу. Это был 70-летний старик, на которого его жена вылила ушат горячей воды. Заподозрив своего мужа в супружеской неверности, 70-летняя бабка решила таким «душем» охладить стариковский амурный пыл. Хотя у пострадавшего слезла кожа на лице и теле, чувствует он себя неплохо и уже пошел на поправку.
Хлеба взошли
Обильные весенние дожди, прошедшие в Перекопском уезде, заметно подняли надежды здешних сельских хозяев на хороший урожай. Озимые посевы повсюду находятся в прекрасном состоянии, а после недавних дождей быстро пошли в рост и яровые.
Как по мановению волшебной палочки, дружно зацвели сады: с 7-го апреля зацвели сливы, с 9-го — черешни и вишни, с 12-го — груши.
Сберкасса не сберегла
Проживавший в Симферополе крестьянин Кравченко случайно узнал, что его жена открыла счет в сберегательной кассе казначейства и положила на него 20 рублей. Желая завладеть этими деньгами, он придумал «коварный» план. Дождавшись, когда жена уйдет из дома, он нашел в потайном месте спрятанную сберкнижку и вместе со знакомой подругой заявился в казначейство. Действуя по подсказке своего кавалера, женщина протянула чиновнику книжку и заявила чиновнику, что хочет снять всю сумму. Чиновник, естественно, выдал ей 20 рублей. Спустя некоторое время Кравченко со свой «женой» пропил все деньги.
Тюрьма в Евпатории
Министерство юстиции России изъявило готовность принять предложенные евпаторийской городской думой условия относительно постройки в городе новой тюрьмы. Условия постройки таковы: город должен выстроить тюрьму на 20-25 человек. И сдать помещение в аренду казне на 20 лет. Министерство же будет уплачивать городу по 750 рублей в год.
Новые технологии
Паровое химическо-красильное пятновыводное и прачечное заведение Х.Бермана на Салгирной улице (ныне — пр.Кирова) в Симферополе принимает в окраску всякие материи и разного рода платья во всевозможные цвета. По совершенно новому и безвредному способу чистится, моется и гладится всякое белье: столовое, чайное и носильное.
Лишь тот достоин звания «учитель»…
В здании Симферопольской мужской гимназии группа молодых людей сдавала специальные экзамены на звание «народного учителя». К сожалению, знания многих испытуемых оказались крайне слабыми, что привело к большому отсеву. Из 17 человек лишь пятеро выдержали все экзамены на «удовлетворительно».
Экология прошлого века
Вот уже несколько дней в Симферопольской городской лаборатории специалисты-химики производят тщательный анализ проб воздуха, взятых в городских начальных школах. Исследуется качество воздуха 3 проб: взятого в классных комнатах во время занятий при закрытых форточках, при открытых, а также в отсутствие детей.
Ялтинские «разговоры»
17-го апреля, в 3 часа дня, на «Старом базаре» в Ялте турецкоподданные Адис Богос и Аведин Агон не сошлись в цене на продаваемый товар. Спор быстро перерос в драку, во время которой Адис ударил «собеседника» ножом в живот. В тяжелом состоянии пострадавший Аведин был отправлен в городскую больницу, а его обидчик – в полицейский участок.
Почти по такому же сценарию развивался этим же вечером разговор «по душам» на Мордвиновской слободке между совершенно пьяными мещанами Григорьевым и Межджинским. Только там размахивал ножом Межджинский, а в больницу был отправлен Григорьев, получивший 5 резаных ран.
Штраф лихачу
Утром 17-го апреля симферопольский водовоз Мустафа Бекир-оглу, погоняя кнутом лошадей, спешил на Фонтанную площадь (ныне — пл.Ленина), чтобы заправить водой свою бочку. Однако скорость, с которой он мчался по Севастопольской улице, оказалась слишком высокой, и полиция оштрафовала лихача на 5 рублей «за быструю езду».
Избиение Шейха
19-го апреля в Симферопольском окружном суде слушалось дело бывших городовых Феодосийской полиции 40-летнего Макара Мани и 29-летнего Архипа Уварова, обвиненных в истязании мещанина Шейх Булат-оглу.
Полтора года назад, 18-го ноября 1898 г., мещанин сидел дома с матерью и сестрой, когда в первом часу ночи в дом явились полицейские и забрали Шейха в участок. Там с него сняли пальто, повалили на пол, спустили штаны и стали избивать переплетенным проволокой хлыстом. После 4 ударов, которые нанес Маня (Уваров держал руки наказуемого), мещанин потерял сознание. Утром его выпустили из участка, пригрозив, чтобы не вздумал никуда жаловаться. Но Шейх вместе с братом пошел в земскую больницу, где врачи гг. Пружанский и Крым документально засвидетельствовали побои.
Во время судебного заседания Маня и Уваров категорически отвергли предъявленное обвинение, однако вызванные на заседание 23 свидетеля в той ли иной степени подтвердили факт избиения. Причем, главным мотивом избиения оказалось обыкновенное мщение: некоторое время назад пьяный Шейх учинил дебош и во время ареста ударил Маню камнем по голове.
Рассмотрев все обстоятельства дела, суд приговорил Маню к 1 году тюремного заключения, а Уварова — к 6 месяцам.