Севастополь, может в силу особенностей своего исторического развития, а может благодаря громадному интеллектуальному потенциалу горожан, все годы существования в составе независимой Украины, стремился к экономической самодостаточности, проявляя при этом такт и уважение к украинской государственности.
Попытки построить в нашем городе некое подобие Гонконга стартовали сразу после выхода в свет в 1992 году Закона Украины “Об общих положениях создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон”.
Севастопольские ученые и экономисты-практики первые в Украине разработали пакет документов СЭЗ “Севастополь”, который получил одобрения специалистов и должностных лиц высшего эшелона исполнительной власти Украины. Увы, в дело вмешалась политика и создание СЭЗ в рамках административных границ “города русских моряков” было блокировано на том же высшем уровне.
Севастопольские энтузиасты СЭЗ и не думали сдаваться. Отказавшись от названия СЭЗ “Севастополь” они разработали 3-х томный проект локальной СЭЗ “Манганари” на базе отдельного района города – бухты Камышовая.
Кроме исполнительных властей Украины этот документ представили “труженникам” европейской банковской сферы. Европейский Банк Развития и Реконструкции, положившись на экспертное заключение голландской консалтинговой фирмы “GEM”, одобрил в 1996 году и этот проект.
Однако к практической реализации идеи в Севастополе так и не приступили. Были тому и политические причины. (Как же так: Севастополь опять впереди Украины всей?) Была, к сожалению, и безвременная кончина главы исполнительной власти Б.А. Кучера – единственного за все годы независимости действительного хозяина города, авторитетного в Украине хозяйственника и политика. Идея СЭЗ в рамках административных границ нашего города с тех пор уже никого не интересовала.
Реанимировать процесс создания зоны приоритетного развития в Севастополе вознамерился нынешний глава исполнительной власти города, “крестный отец” СЭЗ “Сиваш”, С.В. Куницин. Его предложения (какие именно можно только гадать) направленные в адрес Президента Украины нашли симметричный ответ и под Новый год гарант издал Указ №1204 “О дополнительных мерах по социально-экономическому развитию города Севастополя”.
Городская общественность, отделения политических партий и движений заподозрили неладное. Действительно, почему СЭЗ не состоялась во времена умеренного в отношении России Президента Л.Кучмы, и стала “вдруг” возможной в период президентства В. Ющенко, отношение которого к северному соседу не нуждается в дополнительных комментариях. Какую политическую цену предложил С.В. Куницин за благосклонность главы государства к экономическим нововведениям?
Вывод можно сделать в ходе даже беглого пунктуального и фактического анализ текста Указа. В п. 4 этого документа указаны основные задачи национального масштаба, которые Президент связывает с появлением новой зоны приоритетного развития. Первой из них значится углубление трансграничного сотрудничества в Причерноморском регионе по решению проблем экологического характера. На самом деле этот пункт играет роль соломы, которой собираются прикрыть основную задачу СЭЗ, ибо ни один нормальный человек не может согласится с тем, что в период всемирного кризиса кто-то серьезно будет заниматься проблемами экологии.
Таким образом, вторая по пунктуации задача сразу становится первой и главной. Речь идет об использовании инфраструктуры Севастопольской бухты, в том числе и портовой структуры после 2017 года. С.В. Куницин прав, когда говорит, что о Черноморском флоте Российской Федерации в Указе нет ни слова. Действительно нет, и, поверьте, не будет.
Далее предметом обсуждения могут стать разве что объекты инфраструктуры, которые арендуют российские моряки. Сегодня, это 517 причалов с длиной причального фронта около 30 километров. Напомним, что причалы как гидротехнические сооружения пребывают на праве государственной собственности, а следовательно уполномоченным лицом по их использованию в границах Севастополя является никто иной как горгосадминистрация.
Причальные стенки, да еще с прилегающими территориями и сейчас являются безусловно высоко ликвидными объектами. А теперь представьте ситуацию когда они войдут в зону льготного таможенного и налогообложения. Объявляй конкурсы на продажу права аренды (а уж в этом деле СГГА “собаку съела”) и в Севастополь устремится не только и не столько отечественный капитал. Не трудно предположить кто же будет побеждать в таких тендерах. Далее госадминистрация, как уполномоченное собственником лицо, заключает бесчисленное число долгосрочных договоров аренды, срок реализации которых может начинаться на второй день после истечения срока аренды этих же объектов ЧФ РФ.
Таким образом, в сферу межгосударственных отношений ловко вбрасывается еще один субъект международного частного права. Цель проста и понятна – любыми способами и средствами вытеснить корабли Черноморского Флота с мест исконного базирования.
Наряду с дальнейшим использованием объектов российского флота, следующим приоритетом зоны Президент определил обеспечение занятости населения и сокращения уровня безработицы в Севастополе. И это действительно важно для города.
В интервью газете “Известия” (27.01.2009 г.) начальник Главного штаба ВМФ России Владимир Масорин обнародовал интересные факты, влияющие на социально-экономическую обстановку в Севастополе.
Сегодня на нужды флота, со слов адмирала, работают 23 тысячи гражданских лиц. Годовой бюджет ЧФ РФ составляет более 5 миллиардов рублей, что в 3 раза больше, чем годовые бюджеты Севастополя, Феодосии и ПГТ Гвардейское вместе взятые.
Готов ли рынок труда Севастополя поглотить такое количество рабочих рук? Готов ли госбюджет увеличить дотации на социально-экономическое развитие в 3-4 раза? Вопросы риторические.
Таким образом, в инициативе главы СГГА экономики меньше, чем политики. Политическая подоплека идеи создания СЭЗ вполне очевидна и проста. Во-первых, надо хоть как-то скрасить конституционный позор всемирного масштаба – отсутствие в стране закона «О Севастополе». Во-вторых, ” ненадежных ” по определению севастопольцев постарались отстранить даже от разработки предложений по проекту и этого законодательного акта. Судя по информации, обнародованной С.В Куницыным, в рабочую группу от центральных органов власти вошли: вице-премьер Александр Турчинов и еще 15 заместителей министров различных министерств. Во вторую, севастопольскую часть рабочей группе попали аж три севастопольца: Вадим Колесниченко, Юрий Трындюк, Владимир Арабаджи. А учитывая, что в севастопольской команде получили “прописку” и другие киевляне, в том числе и такие одиозные националистические кадры как И.Криль и А. Матвиенко можно представить, какая идеология будет заложена в законодательных актах.
Получается, что “правила игры” для города -героя вновь будут писать люди, к Севастополю не имеющие никакого отношения. Прибавит ли это стабильности в политическую ситуацию гадать не приходится.
И это в духе традиций современных украинских политиков, которые в большинстве своем так и работают по принципу “В огороде бузина, а в Киеве дядька”
С. Николаев