in

Донжон: деньги есть. Но реставраторы их не получили

С момента обрушения башни Донжон в Балаклаве прошло три месяца. За это время на Чембало мало что изменилось. Работы по-прежнему не ведутся, но ожидается, что они начнутся со дня на день.

Причина, как всегда – финансирование. Согласно расчетам проектировщиков «УкрНИИпроектреставрации», на полное восстановление  Донжона потребуется около 7 млн. гривен. Но пока получен лишь 1 млн. грн. субвенции, и тот –  согласно смете, составленной еще в прошлом году.

Эти деньги находятся в Управлении капитального строительства Севастопольской госадминистрации, поскольку именно УКС является заказчиком работ. Тендер на их выполнение проведен еще 3 сентября. Его выиграла небезызвестная компания «Укрспецстрой». Напомним: именно к этой фирме, наряду с фактически принадлежащей начальнику УКСа Андрею Малышеву компании «Энергетические системы Украины», возникало большое количество вопросов в связи с расходованием бюджетных средств. Радует одно: заниматься восстановительно-реставрационными работами на Донжоне будет не «Укрспецстрой», а специалисты «Крымреставрации» – профессионалы своего дела. Несмотря на то, что деньги есть, реставраторы их до сих пор не получили.  Хотя приступить к работам они готовы хоть сейчас.

 – Ждем перечисления средств, – говорит начальник Севастопольского участка «Крымреставрации» Олег Бардецкий. – Пока приступили к установке ограждения, обтеске камня и другим подготовительным работам. Как только поступят деньги – начнем завозить материал.

Напомним, что СГГА и, в частности, Владимир Казарин после обрушения Донжона упрекали руководство Херсонеса в медлительности и нерациональном использовании средств. Теперь начало работ тормозит сама госадминистрация. Затягивает начало работ и путаница в переписке между УКСом и другими ведомствами. То сумма в бумагах оказывается не та, то термины перепутаны. Одним словом – бумажная волокита.

,

По словам Олега Бардецкого, на первоочередные противоаварийные работы уйдет месяца два. На полное восстановление башни – около полугода. Будет восстановлена не только рухнувшая в июле часть башни, но и предыдущие разрушения, включая  дубовые перекрытия, частично сохранившийся камин и боевой парапет.

Согласно последним данным, полученным из Севастопольского городского архива, крепость Чембало подверглась значительным разрушениям летом 1942 и весной 1944 года. «Сильному артиллерийскому обстрелу и бомбардировке с воздуха подвергась Балаклава  между 18 апреля и 10 мая 1944 года, когда Красная Армия осаждала Сапун-гору, приближаясь к Севастополю, – говорится в акте Государственного архива Севастополя от 17.09. 2008 г. – Особенно пострадал Донжон, находящийся на наивысшей точке скалы. Вся юго-восточная сторона разрушена сверху донизу, на всю высоту 13-14 метров; разрушена часть купола (…), выщерблена кладка внутренней поверхности стен. Провалилась верхняя юго-восточная часть свода цистерны в нижнем ярусе башни».

– Внутренняя часть башни состоит из трех этажей, – рассказывает Олег Бардецкий. –  В подвале были размещены хозяйственные помещения, кухня, на среднем  этаже  – жилая комната, на верхнем  – выход на боевой парапет. Башня обслуживалась двенадцатью стрелками. При  ее восстановлении будет использован бутовый камень из Балаклавского карьера. Из этого камня башня, собственно, и сложена.

Но это – в будущем. Пока из госбюджета никаких средств на восстановление уникального памятника средневековья не поступало.

– Что касается средств, которые мы запрашивали на полное восстановление башни, то в сентябре из министерства пришел ответ, – говорит генеральный директор Национального  заповедника «Херсонес Таврический» Леонид Марченко. – Нам сообщили, что выделить эти деньги в короткий срок невозможно – требуется много согласований с различными ведомствами. Сколько времени это будет длиться – неизвестно, а откладывать далее аварийные работы опасно. Тем более что наступила осень – сезон непогоды и дождей. Поэтому мы приняли решение выделить на противоаварийные работы по Донжону 2 млн. грн собственных средств заповедника. Однако и этот шаг требует согласования в Министерстве культуры и туризма. Смета готова, теперь ждем прохождения госэкспертизы.

Пока вращается бюрократический маховик, время уходит.

На днях, наконец, начались работы на другом аварийном объекте заповедника – крепости Каламита в Инкермане. Пока это архитектурно-археологические обмеры, которые проводят специалисты «УкрНИИпроектреставрации». О восстановлении Каламиты речь сейчас не идет: планируются противоаварийные работы и консервация памятника. Над обрывом над Инкерманским монастырем будет установлено сперва временное, а затем капитальное ограждение, которое и было здесь когда-то давно.

– Противоаварийные меры включают в себя инъектирование пустот вкладки в тех местах, где раствор выветрился и вымылся со временем, – говорит главный специалист «УкрНИИпроектреставрации» Иван Псел. – Какой именно состав раствора будет использован – должны определить специалисты нашего химико-технологического отдела, которые, возможно, сами приедут в Каламиту.

Ограждение, которое планируется установить над обрывом, наконец-то обезопасит территорию находящего внизу Свято-Климентовского монастыря от падения камней рушащейся башни.

В Херсонесе надеются, что спасать древнюю инкерманскую крепость также будут специалисты «Крымреставрации». Они много лет работают в заповеднике, восстановили и отреставрировали здесь 12 объектов, включая Владимирский собор, амфитеатр и башню Зенона.

– Кроме нас, в Крыму реставрацию древних памятников грамотно не умеет  делать никто, – говорит Олег Бардецкий. – Различные фирмы, которые получают лицензию на реставрационные работы, не имеют главного – опыта. Настоящих профессионалов не так много, многие уже на пенсии. Наша задача – научить молодых специалистов, что и как нужно делать. Иначе в результате так называемых восстановительно-реставрационных работ  может получиться не реставрация, а новая башня.

На днях стало известно, что в будущем году по линии Кабмина Херсонесу будет выделено 7,5 млн. грн субвенции. Это вдвое меньше суммы, которую запрашивала дирекция на нужды заповедника. Леонид Марченко рассчитывает вложить эти средства в восстановление Донжона и Каламиты. Главное, чтобы деньги поступили как можно раньше, а не к концу будущего года. Реставраторы говорят, погодные условия им не помеха: работы в Херсонесе ведутся круглогодично. А вот затягивание начала работ чревато новыми разрушениями.

 – Конечно, было бы лучше, чтобы мы начали работу в июне-июле, – говорит Олег Бардецкий. – Но проблема в том, что средства из госбюджта поступают обычно в октябре-ноябре, и их нужно освоить до Нового года, поэтому чаще всего приходится делать работу быстрыми темпами.

Первоочередные противоаварийные работы на Донжоне специалисты надеются закончить до Нового года. Подготовка проекта по Каламите также не займет много времени: приступить к восстановлению и консервации памятника можно будет уже в этом году.

Нина Колмовская

Written by Mari

Колонка редактора

Особенности национальной охоты…