Материалы для рубрики собраны ее автором доцентом кафедры политических наук Таврического национального университета Леонидом Александровичем Ефановым из крымских газет “Салгир”, “Крым”, “Крымский курьер”, выпускаемых на рубеже XIX – XX веков.
НЕ СТОЙ ПОД ТУШЕЙ!
На очередном заседании Симферопольской городской думы было постановлено выплачивать рабочему городской бойни Кириллу Козанько специальное пособие в размере 50 рублей в месяц. Это пособие рабочий будет получать до выхода из больницы, куда его привезли прямо с бойни. При разделке очередной коровьей туши, он плохо закрепил ее на железном крюке. Сорвавшаяся вниз огромная глыба мяса упала прямо на Кирилла и сломала ему ногу.
КРОВНАЯ МЕСТЬ
В конце минувшего апреля на улице Севастопольской в Симферополе произошла кровавая драма. Глубоким вечером, когда в компании четырех приятелей турок Асан Мегмет-оглу направлялся в кофейню Арифа, к нему неожиданно подбежал армянин Киркор Манук Абаджи Гульгульян и, не говоря ни слова, нанес точный удар кинжалом в сердце. Обливаясь хлынувшей кровью, Асан упал на мостовую и тут же умер. Пользуясь темнотой, убийца попытался скрыться, однако дежуривший на ближайшем перекрестке городовой Кремнев ловким ударом кулака свалил армянина с ног, задержал и доставил в участок.
В среду, 22-го сентября, Симферопольский окружной суд рассмотрел дело об этом убийстве, причиной которого, как оказалось, явилась кровная месть. Выяснилось, что ранее Мегмет-оглу проживал в Армении, и во время армянской резни на глазах Киркора вырезал всю его семью. Спрятавшийся во время погрома под кровать и чудом оставшийся в живых, Киркор поклялся отомстить убийце. После долгих поисков он нашел его в Симферополе и нанес смертельный удар.
Выступивший на заседании защитник подсудимого г-н Карабчевский произнес весьма горячую речь, в которой нарисовал леденящую душу картину последних зверств турок над армянами, полных ужасных насилий и смерти.
Присяжные заседатели были весьма взволнованы этой историей и, после минутного совещания, оправдали Киркора. Присутствовавшая в зале суда публика встретила их вердикт горячими аплодисментами.
СИАМСКИЙ ПРИНЦ
В нынешний «бархатный сезон» в Севастополь один за другим прибывают высокие гости. Проводив китайского посла Ян Юйя, городские власти встретили прибывшего на пароходе «Олег» из Константинополя Сиамского принца Чакрабана. Правда, принц ничего осматривать не стал и, после краткого отдыха, отбыл курьерским поездом в Санкт-Петербург.
ВЕЧЕРНИЙ ГРАБЕЖ
23-го сентября в 8 часов вечера на проходившего по Салгирной улице (ныне пр. Кирова) германско-подданного Адольфа Вильбе неожиданно напали трое неизвестных грабителей. Они сильно избили немца и забрали его кошелек, в котором оказалось всего 2 рубля 80 копеек. Утром пострадавший заявил об ограблении в полицию и как мог описал облик злоумышленников. По этим приметам полицейские задержали карасубазарского мещанина Мустафу Темир-оглу и симферопольских мещан Петра Гольдмана и Анну Колесникову.
БУРНЫЙ ПОТОК
25-го сентября в районе Чабак-Кале, что расположен в 30 верстах от Судака, прошел сильнейший ливень. Обрушившиеся на судакское шоссе бурные потоки воды в считанные минуты образовались высокие каменные завалы, уничтожили все перила над обрывами, снесли множество тумб и разрушили один мост.
УПАЛ С МАЧТЫ
Несчастный случай произошел на пароходе «Великая Княгиня Ксения» при отходе его из Ялты в Севастополь. Желая освободить запутавшийся наверху почтовый флаг, 28-летний юнга Федор Багуйский самовольно, без приказания капитана, полез на грот-мачту. Расправляя руками флаг, он сделал неловкое движение, сорвался с мачты и, пролетев десяток саженей, рухнул на палубу. Смерть была мгновенной.
ШТОРМ
С началом ненастных осенних дней все чаще стало штормить Черное море. Во время очередного такого шторма, бушевавшего в воскресенье, 26-го сентября, в Евпаторийской бухте сел на мель пароход «Благодетель», владельцем которого является купец Рауман. Лишь на следующий день, когда шторм стих, подошедшими судами он был снят с мели и своим ходом направился в Севастополь.
ФАЛЬШИВОМОНЕТЧИКИ
27-го сентября в Симферопольском окружном суде рассматривались два дела об изготовлении фальшивых монет.
Первым перед присяжными заседателями предстал 48-летний крестьянин Иван Соколиков, обвиненный в фабрикации серебряных монет 10-копеечного достоинства. Все монеты были изготовлены из сплава олова и цинка при помощи деревянной формы. При обыске на квартире Соколикова полиция обнаружила несколько готовых монет, сплав и форму. Однако на суде он категорически отрицал, что занимался изготовлением монет, и присяжные, не услышав весомых фактов, которые подкрепили бы обвинение, вынесли оправдательный вердикт.
Вторым рассматривалось дело бывшего кочегара Симферопольского епархиального свечного завода Осипа Грибало, также фабриковавшим серебряные монеты. В отличие от Соколикова, 60-летний Осип честно признался, что делал эти монеты исключительно в виду тяжелого материального положения своей семьи. Присяжные пожалели старика и тоже оправдали.
«БОСОТА» ГУЛЯЕТ
Своеобразным злачным местом в Симферополе стал угол улиц Екатерининской и Салгирной (ныне ул. К. Маркса и пр. Кирова). Каждый вечер здесь, у «Коммерческой гостиницы», собирается толпа подвыпивших мрачных личностей, которые ведут себя совершенно возмутительно. Их циничные речи и непрерывная нецензурная брань, слышимая за много сажен, заставляют многих прохожих, особенно женщин и девиц, обходить этот угол стороной.
ОСЕНЬ НАСТУПИЛА
27-го сентября, после продолжительного периода приятной погоды, в Симферополе пролился первый осенний дождь. За ночь на полуостров накатила волна северного ветра, температура воздуха значительно понизилась и в мокрый, устланный опадающей листвой город пришла настоящая осень. А на следующий день температура снизилась еще больше (до 4 градусов по Реомюру), и на возвышавшемся вдали Чатыр-Даге заблестел первый снег.