in

50 КНИГ ХХ ВЕКА

Упорно подвожу итоги. Двадцатому веку, русской литературе, в конце концов, самому себе. Наверное, пора. Чем дальше мы уходим от ХХ века, тем больше понимаем, мы — его дети. Его величие — это и наше величие. Его драмы и трагедии — это и наши тоже. Всех из нас в той или иной мере коснулось это — у кого отцы поумирали сразу после войны от ран, у кого и в лагерях побывали. Почти все мы, через поколение, родом из деревень, хоть и родились и выросли в крупных городах. Вот и пишу поэтому по-прежнему о своем ХХ веке. 

    И вот предлагаю читателю, на мой взгляд, лучшие 50 произведений русской литературы ХХ века.     

И вновь каждый из увидевших этот список найдёт в нём прорехи, не обнаружит кого-то из своих любимцев, но 50 есть 50, и у каждого из вас может возникнуть свой список лучших 50 книг. Впрочем, думаю, основа будет у всех одна и та же.
     Итак, вот мой личный список золотого фонда русской литературы — список 50 лучших произведений лучших писателей ХХ века, составленный литературным критиком Владимиром Бондаренко:
     1. Лев ТОЛСТОЙ. Повесть “Хаджи Мурат”, опубликованная великим писателем в 1902 году. Мы прежде времени вычеркнули Льва Толстого из писателей ХХ века, ведь именно в этом веке были опубликованы и вошли в жизнь читателя “Крейцерова соната”, “После бала”, “Фальшивый купон”, “Отец Сергий” — самые спорные и страстные его произведения. Повесть “Хаджи Мурат” наш современник, писатель Александр Сегень, совсем недавно объявил антирусской. Я же, наоборот, считаю, что все традиционно русские имперские стремления выражены в этой ясной, чарующей классической повести. Это — главная повесть ХХ века.
     2. Антон ЧЕХОВ. Пьеса “Вишневый сад”, опубликованная в 1903 году. Если кто-то думает, что эта пьеса о давно минувших днях, о крахе нашего дворянского уклада, он ошибается. Эта пьеса о традиционном русском крахе, именно сейчас и застраиваются все “Вишневые сады” наших русских иллюзий новыми хозяевами жизни. Но и их ждёт крушение. Эта пьеса вбирает в себя и ожидание, и свершение, и крушение всех надежд. Но заставляет думать о будущем.
     3. Иван БУНИН. Сборник рассказов “Тёмные аллеи”, вышедший в суровом 1943 году, но посвященый отнюдь не войне, а чувственной любви. Это шедевр мировой новеллистики.
     4. Дмитрий МЕРЕЖКОВСКИЙ. Неоконченный роман “Маленькая Тереза”. При всей своей незавершённости, а, может быть, в чём-то и благодаря ей, этот роман о католической монахине Терезе из Лизье, который он писал до самой смерти в 1941 году, являет нам ту святость, к которой стремился и сам писатель. Как известно, монахиня Тереза, при безусловном её католичестве, считается “заступницей и молитвенницей за землю Русскую”.
     5. Александр КУПРИН. Повесть “Поединок”, опубликованная в 1905 году, после поражения в русско-японской войне, воспринималась многими как пацифистская и антивоенная проза. Прошли годы, и сегодня образ поручика Ромашова становится одним из лучших символов русского офицерства.
     6. Максим ГОРЬКИЙ. “Жизнь Клима Самгина”. На мой взгляд, этот эпический роман, который Горький писал до самой смерти в 1936 году, ничем не ниже ни “Войны и мира” Льва Толстого, ни “Тихого Дона” Михаила Шолохова. Он до сих пор недооценён.    

      7. Фёдор СОЛОГУБ. Роман “Мелкий бес”. Есть немало писателей, вошедших в мировую литературу лишь одним произведением. Вот и Фёдор Сологуб, написавший достаточно много, остался навсегда в русской литературе благодаря своему роману “Мелкий бес” (1907) и его герою, учителю Передонову; тут заложен и будущий Кафка, и вся литература абсурда, и одновременно — вся бичующая социальная проза. Великий роман.
     8. Андрей БЕЛЫЙ. Роман “Петербург”, опять же явно недооценённый великий русский роман. И опять — явное преддверие Марселя Пруста и Джеймса Джойса. Ещё в школьные годы читая “Петербург”, впервые задумался над трагичностью русской истории. В романе вся ширь русской беспредельной и часто разрушительной стихии, собранная в блестящие формы русского символизма.
     9. Василий РОЗАНОВ. “Апокалипсис нашего времени”. Вышел в Сергиевом Посаде в 1918 году. Хоть Розанова и называют философом, но все русские философы — писатели, и первый среди них — Василий Розанов. Это его сокровенная, трагичнейшая русская проза, навеянная мыслями о русской жизни и о русском характере. 

   10. Евгений ЗАМЯТИН. Роман “Мы”. Книга, открывшая еще в 1920 году тоталитарное будущее всего мира, от немецких вариантов и советской имперскости, до нынешнего американского или израильского глобализма. Потом были и “1984” Джорджа Оруэлла, и “Прекрасный новый мир” Олдоса Хаксли, братья Стругацкие, и далее, и далее.

     11. Николай ОСТРОВСКИЙ. Роман “Как закалялась сталь”. Закончили печатать в 1934 году. Его сейчас хотят забыть, не удастся. Большей предельной исповеди человека идеи в нашей литературе нет. Куда до неё роману “Что делать?” Николая Чернышевского. Тот роман — из головы, этот — из сердца. Образ Павки ещё много веков будет воспламенять сердца молодых романтиков и фанатиков. Великолепная книга. Не за большевизм, а за тайну русской силы и стараются нынче изъять роман из памяти молодого поколения.
     12. Андрей ПЛАТОНОВ. “Чевенгур”. Более большевистского и даже сталинистского писателя в нашей литературе не было и нет. Почему его невзлюбил Иосиф Сталин, для меня загадка. Может, потому, что Платонов в прозе был русским пророком? “Чевенгур” — это утопия русского коммунизма образца 1928 года. Великий роман великого писателя.
     13. Леонид ЛЕОНОВ. Роман “Вор”, ранний вариант 1927 года. Роман о предназначении человека и о сложности выбора своего пути. Всегда этот выбор есть и будет. Всегда человек его будет искать.

     14. Михаил ШОЛОХОВ. Роман “Тихий Дон”. О великих произведениях всегда спорят, был ли Шекспир, был ли Лао Цзы, был ли Шолохов? Великий роман, великие герои, великие споры. “Тихий Дон” и сделал равновеликими в русской литературе два наших славных века. Закончена эпопея весной 1940 года.

     15. Михаил БУЛГАКОВ. Роман “Мастер и Маргарита”. Таких мало в мировой литературе, но и цена за это великолепие была отдана немалая. “Фауст” Гёте, “Мастер…” Булгакова — опасное дело. Но — великая литература, однако.
     16. Александр ГРИН. Роман “Бегущая по волнам”. Писатель и впрямь был не от мира сего, и герои его жили по иным, идеальным законам. Его идеализму не дано было осуществиться, впрочем, социализм тут не при чём, ещё более жестко к нему бы отнеслись в наше коммерческое время.  Вроде бы у героев “Бегущей по волнам” сил и возможностей куда больше, чем у романтиков “Алых парусов”, но никакие сверхвозможности одинокого героя не способны разорвать тяжкие узы общества. Остаётся уйти в мечту. Так и уходили романтики семидесятых годов, сделав Александра Грина символом своего времени.
     17. Александр ФАДЕЕВ. Роман “Разгром”. Это своего рода антитеза индивидуализму Александра Грина, написанная в те же годы (1927), впрочем, такая же романтическая, ибо во всех своих лучших книгах Фадеев — безусловный романтик.

     18. Борис ПАСТЕРНАК. Роман “Доктор Живаго”. Позднейший лирико-эпический отклик (1957) на наши отечественные катастрофы ХХ века. Эпичность в романе перевешивает его поэтический подход к драгоценности бытия каждого человека. И всё же сохраняется связь и литературных традиций, и самой судьбы русской интеллигенции. Пожалуй, рвётся эта связь лишь сейчас.

     19. Алексей ТОЛСТОЙ. Следуя развитию событий, хотелось бы назвать, со всеми оговорками его трилогию “Хождение по мукам”, но по высоте замысла и по исполнению, конечно же, лучший роман третьего Толстого — “Пётр Первый”, над которым он работал до самой смерти в 1945 году. 

     20. Владимир НАБОКОВ. Роман “Дар”. Конечно же, “Дар”, а не заморская “Лолита”. “Дар” — классический русский роман.

     21. Вениамин КАВЕРИН. Роман “Два капитана”. Именно Вениамин Каверин написал культовое сталинское произведение, которое реально влияло на три поколения советских людей. Не случайно и мюзикл возник уже в наши дни. Закончил роман Вениамин Каверин в 1944 году, уже под звуки победных маршей. Его романтика действия ещё сослужит хорошую службу русскому обществу.
     22. Виктор НЕКРАСОВ. Повесть “В окопах Сталинграда”. С этой повести и началась настоящая фронтовая проза. Одна из лучших книг о войне.

     23. Александр ТВАРДОВСКИЙ. Книга про бойца — “Василий Тёркин”. Это уже не только поэзия. Это великий эпос о русском воине. И одновременно весь срез русской жизни.

     24. Гайто ГАЗДАНОВ. Роман “Вечер у Клэр”, вышел в 1930 году в Париже, первый и самый значимый роман русского осетина. Изящное сочетание лиризма, интимности и бурных событий русской истории.
     25. Илья ИЛЬФ и Евгений ПЕТРОВ. Роман “Двенадцать стульев”.  Отрицать его влияние на читательские умы, его мировую популярность, отрицать отрицательное обаяние жулика и махинатора Остапа Бендера, значит лгать и самому себе и читателям. Как есть, так и есть.

,

     26. Варлам ШАЛАМОВ. Книга “Колымские рассказы”. Он и на самом деле писал о том, о чём и писать-то, может быть, нельзя, и, понимая это, сам же и успокаивал читателя: да, самое тяжёлое — но и это пережили, и живём дальше.

     27. Александр СОЛЖЕНИЦЫН. Не знаю, на чём остановиться. Повесть “Один день Ивана Денисовича” или рассказ “Матрёнин двор”? По сути, они об одном и том же: как выживает в самые лютые времена русский человек. И всё-таки остановлюсь на рассказе “Матрёнин двор”. Не стоит село без праведника, и Россия не держится без таких.
     28. Константин ВОРОБЬЁВ. Повесть “Это мы, Господи!..” написана была в 1946 году, но напечатана только после смерти автора в 1985 году. Вот уж, поистине, явление силы человеческого духа. Нет, русская проза на одной стилистической игре и приёмах существовать не может. По крайней мере, большая русская проза.
     29. Владимир БОГОМОЛОВ. Роман “В августе сорок четвертого…” Предельно точный военный приключенческий роман о работе советской контрразведки.

     30. Виктор АСТАФЬЕВ. Роман “Прокляты и убиты” был опубликован в 1994 году. Тяжёлый роман, даже, я бы сказал, злой роман — злой к собственному народу. Но он стал вехой в литературе конца ХХ века.
     31. Юрий БОНДАРЕВ. Роман “Горячий снег”, выдвинувший писателя в несомненные лидеры “фронтовой прозы”.

     32. Евгений НОСОВ. Повесть “Усвятские шлемоносцы” как бы соединила навеки нашу фронтовую прозу с деревенской. Да и впрямь, войну всё-таки выиграли не штрафные батальоны и не безусые лейтенанты, а кондовый деревенский русский народ, сколько бы генералов и маршалов над ним не было. Нет народа — и выигрывать некому. Не стало шлемоносцев на Руси…
     33. Василий ШУКШИН. Сказочная повесть “До третьих петухов”, смешная и трагичная одновременно. Эта сказка всегда ко времени на Руси.
     34. Василий БЕЛОВ. Конечно же, повесть “Привычное дело”, ставшая классической сразу после публикации в 1967 году. Иван Африканович — один из вечных коренных типов русского народа. Благодаря таким и выдерживали неимоверные трудности, да ещё и веселиться успевали.
     35. Валентин РАСПУТИН. Повесть “Прощание с Матёрой” (1976). Это прощание со старой Русью, а может быть, и вообще с Россией, уходящей в прошлое. Мифический образ горящей и тонущей России. Великий роман.

     36. Григорий КЛИМОВ. Роман “Князь мира сего” (1970). Может, это и не литература вовсе, а чистая мистика…

     37. Михаил ПРИШВИН. Роман-сказка “Осударева дорога” о русском Севере, о русских сказках, о нашей природе, о перековке нового человека. Впрочем, Михаил Пришвин всегда писал о чуде земного творения, в каких бы условиях это чудо ни взращивалось.
     38. Владимир МАКСИМОВ. Роман “Семь дней творения”, написанный в 1971 году, несомненно, лучшая книга писателя, его попытка осознать национальную и православную историю России через события бурного ХХ века.
     39. Венедикт ЕРОФЕЕВ. Поэма в прозе “Москва—Петушки”. Эта поэма вызывает как общественный интерес, так и интерес к судьбе отдельного, падшего в данном случае, человека. Поэма была закончена в 1969 году.
     40. Юрий КАЗАКОВ. Книга наблюдений и созерцаний “Северный дневник”. Лучшая русская эссеистика ХХ века.

     41. Юрий МАМЛЕЕВ. И всё-таки его самый завершённый роман “Шатуны”, русский и даже советский сюрреалистический ужастик 1968 года, где писатель пробует размышлять над очень серьёзными проблемами жизни и смерти.

     42. Александр ВАМПИЛОВ. Его абсолютно гениальная пьеса «Утиная охота». Страшно принимать её всерьёз. Тогда ведь и о своей жизни задуматься надо, зачем ты живёшь? И надо же, вся эта горькая правда была сказана ещё в 1970 году.  Зилов — это наш вечный и не лучший национальный тип времён очередного кризиса веры.
     43. Андрей БИТОВ. Роман “Пушкинский дом”. Пожалуй, вместе с прохановской “Надписью” и маканинским “Андеграундом…” эти три романа по-разному, с разных сторон осмысливают конец империи и конец века.
     44. Александр ПРОХАНОВ. Роман “Надпись” — совсем не фантасмагорический, и даже не милитаристический, и всё же лучший роман Проханова. Соловей Генштаба вдруг спел свою лучшую песню о себе и о своей эпохе. Но написан роман в 2006 году, значит, для лучших книг ХХ века не подходит. Значит, в ХХ веке остаётся “Чеченский блюз” — роман 1998 года, где стилистическая отделка, природный метафоризм, избыточный эстетизм соединяются с жёсткой правдой войны.
     45. Владимир МАКАНИН. Роман “Андеграунд или Герой нашего времени”, совсем не по Лермонтову, но и герои у нас нынче другие.

     46. Анатолий КИМ. Роман “Отец-лес” написан в 1989 году. Это перетекающая восточная проза, где всё может пересекаться, преобразовываться, переходить одно в другое; и этот явный восток писателем перемещается в Рязанскую область, в глубинные русские леса и реки. Может быть, это и есть настоящий природный метафизический реализм, данный писателю свыше?
     47. Владимир ЛИЧУТИН. Историческая трилогия “Раскол”. Явно недооценённый роман, один из лучших в русской прозе ХХ века, куда там рядом Джону Фаулзу или Айрис Мердок. Это и факт, и миф, и легенда, и мистерия одновременно.
     48. Эдуард ЛИМОНОВ. Повесть “У нас была Великая эпоха”. Ёрничая, Лимонов, вроде бы играя, показывает читателю истинное величие и героизм всей советской эпохи. Но если писатель и играет, то всерьёз, даже и с самой смертью.
     49. Саша СОКОЛОВ. Роман “Школа для дураков” (1973). Ещё одна попытка найти свой путь в прозе. Владимир Набоков назвал роман лучшей современной русской книгой. Сюжеты перетекают как в музыке, но не теряются. Можно увлечься героем географом Норвеговым, можно увлечься и сюжетом, действие и на самом деле происходит в школе для дураков, а можно увлечься просто перетеканием слов и смыслов, фантазий и воспоминаний.
     50. Юрий ПОЛЯКОВ. Роман “Козлёнок в молоке” вышел в 1995 году, с тех пор переиздавался не меньше пятидесяти раз. Читают. И есть за что, и есть о чём — есть над чем посмеяться и есть о чём задуматься.

Владимир Бондаренко

Written by Mari

Свободная экономическая зона в Севастополе – третья попытка !?

Медведчук за режиссерским пультом?