in

Диспропорции пропорциональной системы

Традиционно мертвый для украинской политики период — конец июля – начало августа — уже второй год подряд оказывается сезоном наибольшей политической активности. Предвыборные съезды Блока Юлии Тимошенко и Партии регионов походили на развлекательные шоу, а съезд «Нашей Украины — Народной самообороны» (НУНС) хоть и был скромнее по спецэффектам, но отнюдь не уступал им в пафосе. Тем не менее, эти собрания ведущих политических сил позволили сделать содержательные выводы, в том числе опровергнуть распространенное суждение о том, что после досрочных выборов ничего не изменится. Избирательная кампания 2007 сделает политический ландшафт страны другим.

Недавно многие аналитики считали, что пропрезидентский блок сможет получить больше голосов, чем БЮТ. Однако Юлия Тимошенко в очередной раз проявила свою уникальную способность вспыхивать ярче всех после продолжительного затишья. Все месяцы после решения Виктора Ющенко о роспуске парламента складывалось впечатление, что глава государства и его соратники уверенно перехватили инициативу, отняв у Тимошенко роль главного борца с правительством Януковича. Однако единственное, чего им удалось добиться, так это увеличения личного рейтинга президента.

Кроме Юрия Луценко других популярных лидеров у НУНС нет. Даже отказавшись включить в избирательный список Петра Порошенко и Алексея Ивченко, президентский блок не смог избавиться от шлейфа коррупционных скандалов. Кроме того, появление среди кандидатов в депутаты от этого объединения бывшего мэра Киева Александра Омельченко вряд ли убедит избирателей, что НУНС выступает за обновление политической элиты. Ситуация с программой у блока еще хуже: внятного проекта национального развития он так и не предложил.

На этом фоне программа БЮТ «Украинский прорыв» выглядит значительно ярче. Склонная к демагогии Тимошенко сумела предложить более-менее понятный план действий. В отличие от НУНС, пытающегося завоевать симпатии избирателей всех регионов с помощью показной борьбы с депутатскими льготами, лидер БЮТ решительно заявила о себе как о главной прозападной силе. Костюм в национальном стиле, в который она была одета на съезде, надписи «Украина без Крыма, как жених без невесты» и «Россия-подруга, знай свое место» на майках некоторых делегатов, призыв к сохранению украинского языка как единственного государственного — все это было направлено на то, чтобы заручиться максимальной поддержкой избирателей западных и центральных областей страны.

Юлии Тимошенко уже мало быть Жанной д’Арк, теперь она хочет стать новой Лесей Украинкой. За прошедший год она окончательно побила горшки с Кремлем и сознательно стала проводником интересов антироссийски настроенных политиков из США и Европы. Она понимает, что без поддержки одного из ключевых мировых центров силы в перспективе ей не удастся стать президентом. Поскольку дорога в Москву ей заказана, остался только Вашингтон.

В отличие от БЮТ, Партия регионов все больше склоняется к мысли создать коалицию с представителями оранжевого лагеря. Согласие регионалов на досрочные парламентские выборы уже означало поражение Януковича. В конце апреля радикальное крыло партии при поддержке Виктора Медведчука, социалистов, коммунистов и молчаливом одобрении Москвы готово было к самым решительным действиям, вплоть до отставки главы государства. Для этого был разработан детальный план, выделено финансирование, мобилизованы десятки тысяч людей. В тот момент даже лояльные президенту представители крупного бизнеса были готовы сохранять нейтралитет и не мешать расправе над Ющенко. «По правилам дзюдо, коалиции стоило бы отступить, чтобы заставить противника сделать выпад и потом повалить его. Но в Кремле изначально сомневались, что Янукович решится пойти до конца, как их в этом ни убеждал Медведчук, и в итоге оказались правы. Как и в 2004-м, премьер проявил слабость и проиграл», — рассказал «Эксперту» один из близких к регионалам политологов.

После этого инициативу в партии перехватили Ринат Ахметов и Борис Колесников. Последний стал главой избирательного штаба, а главный спонсор регионалов взял на себя роль основного коммуникатора с главой государства. Конечно, формально никто не ставит под сомнение лидерство Виктора Януковича, но людей Ахметова в списке гораздо больше, чем раньше, а третья по влиятельности партийная группа во главе с Андреем Клюевым вообще потерпела сокрушительное поражение. Ахметовым и Колесниковым руководит желание перехватить контроль над партией, поэтому они и отказались включить в список Виктора Медведчука. Это могло бы усилить позиции Клюева, вернуть Януковичу уверенность в себе и, в конечном счете, сорвать блокирование с НУНС.

Согласно большинству опросов, рейтинг ПР колеблется в пределах 30–34%. Вместе с коммунистами регионалы способны получить преимущество над оранжевыми партиями в три-четыре десятка мандатов. В такой ситуации убедить Януковича и многих других влиятельных партийцев в необходимости создания широкой коалиции будет невозможно, даже если Ахметов обо всем договорится с Ющенко. Другое дело, если перевес неоранжевых фракций окажется в пределах десяти мандатов. В этом случае регионалы охотнее пойдут на союз с НУНС.

Возможным выходом из ситуации могло бы стать содействие прохождению в парламент блока Литвина. Он способен стать связующим звеном между регионалами и «нашеукраинцами». К тому же если эта фракция войдет в парламент, ни оранжевой, ни антиоранжевой коалиции может просто не хватить мандатов. Но без согласия регионалов и соратников президента хотя бы не мешать кампании Владимира Литвина, трехпроцентный барьер этот блок не преодолеет (сейчас его рейтинг составляет 2,1–2,2%). «Если блок Литвина пройдет в парламент, это станет четким сигналом, что регионалы и ”нашеукраинцы” договорились о союзе», — заявил директор Украинского центра развития внешнеэкономических отношений Анатолий Пинчук.

Забавнее всего получится, если на роль мостика между регионалами и «нашеукраинцами» будет претендовать блок Верки Сердючки «Против всех!», который еще до официального создания имел твердых 2%. Если кампания блока будет построена на публичных выступлениях Андрея Данилко, обличающего пороки нынешней политической элиты, то среди разочарованных всеми партиями избирателей вполне может найтись 800–900 тыс., готовых проголосовать «Против всех!» и провести эту силу в парламент.

Один из вызовов, с которым неизбежно столкнется руководство Партии регионов и «Нашей Украины», станет бунт среднего звена партийцев против существующей избирательной системы. Пропорциональные выборы с закрытыми списками сделали все ведущие партии сверхцентрализованными. К примеру, в блоке «Наша Украина — Народная самооборона» все ключевые решения принимают всего четыре человека: Виктор Балога, Иван Васюник, Юрий Луценко и Вячеслав Кириленко. В роли разводящего при них выступает Виктор Ющенко. Каждое интервью или пресс-конференцию приходится детально согласовывать с Романом Безсмертным, курирующим информационную политику. Но хуже всего то, что отстранение большинства партийцев от процесса принятия решений не привело к появлению единого лидера, который взял бы на себя всю ответственность. Вместо этого возникло политбюро, раздираемое внутренними распрями и почти каждый день утверждающее взаимоисключающие решения. Похожая ситуация сложилась и в Партии регионов. Только в БЮТ, где в ходе кампании последнее слово всегда остается за Юлией Тимошенко, партийный актив еще как-то мирится с отсутствием внутрипартийной демократии. Но как показал прошедший год, даже там лидер не может постоянно регулировать все конфликты, а любая ссора перерастает в большой скандал.

Выход из ситуации — в пропорциональной системе с открытыми списками или смешанной системе, при которой часть выдвигаемых партиями кандидатов будут избираться по мажоритарным округам. Такие изменения уменьшат роль партийного руководства и повысят качество политической элиты.

“Эксперт”

Written by Mari

“Жизнь и люди Крыма в 1899 году отъ Леонида Ефанова”

На Малаховом кургане Севастополя собираются увековечить память командира УПА