Из окон просторного зала «Приморского бульвара» – ресторана на набережной Корнилова – открывается впечатляющая панорама Севастопольской бухты и Константиновского равелина – «стража» внешнего рейда. Словно грандиозная съемочная площадка…
А, собственно, почему «словно»? Ведь так оно и было. Именно по этой бухте в жаркий июньский день 1905 году мятежный броненосец «Потемкин» с красным флагом на борту уходил сквозь строй кораблей правительственной эскадры в открытое море, держа курс на Одессу, затем в Румынию. А оказалось – в историю, которую два десятилетия спустя – в октябре 1925 года блистательно воссоздала экспедиция Госкино во главе с 27-летним режиссером Сергеем Эйзенштейном. Достоянием истории отечественной кинематографии стал снимок, запечатлевший молодого режиссера с рупором в руке на крыше института физических методов лечения имени Сеченова (ныне в этом здании, восстановленном после Великой Отечественной войны, Дворец детства и юности).
Пройдут годы, и кадры Севастопольской бухты появятся и в фильме «Почтовый роман», где тема революции как катаклизма, кардинально менявшего не только общество в целом, но и каждую человеческую судьбу, была раскрыта через образ одного человека – лейтенанта Черноморского флота Петра Петровича Шмидта.
«Из всех искусств для нас важнейшим является кино», – изрек когда-то Ленин. И, как бы критично ни относиться сейчас к личности пролетарского вождя, эти его слова – неоспоримы. Ибо кино – самому молодому и самому динамичному виду искусства, обращенному к многомиллионной зрительской аудитории, суждено было бурно развиваться со дня основания – 1895 года.
,
А ведь Севастополь имеет самое непосредственное отношение и к тем далеким временам, когда изобретение французских братьев Люмьер начало триумфальное шествие по странам мира. Первые короткометражные сюжеты демонстрировались на ярмарках, в балаганах и цирках. Об этом периоде напоминает площадь Ушакова, носившая тогда название Театральная. В центре ее стояло круглое, нарядное, невысокое здание цирка.
Короткометражные «живые фотографии» включались тогда в цирковую программу как эффектные технические аттракционы (достаточно вспомнить, например, «Прибытие поезда», когда зрителям показалось, что паровоз движется на арену).
С развитием кино появилась необходимость строительства специальных зданий – иллюзионов (так тогда называли кинотеатры). В Севастополе один из первых иллюзионов назвали «Зеркало жизни» (впоследствии «Ампир»). Здание с нарядным фасадом, просторным фойе и зрительным залом на 700 мест было возведено на Большой Морской близ места, где ныне находится кинотеатр «Победа».
Но наиболее этапным событием в кинематографической биографии Севастополя стало то, что ему довелось определить магистральный путь развития отечественной кинематографии. Ведь в 1911 году здесь был снят первый в мире полнометражный художественный фильм «Оборона Севастополя», воссоздающий этапные события 349-дневной эпопеи 1854 – 1855 годов.
,
ОБО ВСЕМ этом вспомнилось в зале «Приморского бульвара», где состоялась пресс-конференция, посвященная III Севастопольскому Международному кинофестивалю, который пройдет в нашем городе с 20 по 25 июля.
Правда, первый кинофорум, состоявшийся в 2005 году при поддержке Севастопольской городской государственной администрации и Федерального агентства по культуре и кинематографии Российской Федерации, носил название «Севастополь-фест». Почетный пост президента тогда был предложен народному артисту России Владимиру Кореневу – Ихтиандру из первой экранизации «Человека-амфибии».
Второй фестиваль состоялся в 2006 году – уже под другим названием – «Остров Крым». Председателем жюри этого кинофорума стал российский писатель Василий Аксенов, а президентом – украинский актер Богдан Ступка.
И вот – кинофорум-2007. Вновь под новым названием – III Севастопольский Международный кинофестиваль. Но под прежним патронатом властей Севастополя (сопредседателями стали мэр Сергей Куницын и спикер горсовета Валерий Саратов) и, разумеется, Федерального агентства по культуре и кинематографии Российской Федерации, а также российского и украинского Союзов кинематографистов и министерства культуры и туризма Украины.
,
На стартовой пресс-конференции лаконичную, но исчерпывающую информацию дали журналистам первый заместитель главы Севастопольской городской госадминистрации председатель оргкомитета фестиваля Владимир Казарин и киевский гость – председатель Национального Союза кинематографистов Украины Борис Савченко.
Владимир Казарин подчеркнул, что нынешний третий фестиваль продолжает традиции первых двух, а, самое главное, является закономерной прелюдией очередного четвертого кинофестиваля-2008, который состоится в год 225-летия Севастополя и 2600-летия Херсонеса Таврического.
Со всей определенностью Владимир Павлович заверил пишущую и снимающую братию в том, что «в целом в организационном плане подготовка к кинофоруму успешно завершена» – благодаря тому, что «мы решили вопросы финансирования фестиваля. И гости из двенадцати стран мира не только увидят наш красивый город, но и во всей полноте почувствуют теплоту и гостеприимство, которое мы им обеспечим».
«Сверстана» основная программа демонстрации фильмов – от конкурсной до ретроспективной и познавательной. Приведена в порядок местная кинематографическая база – от кинотеатров до открытых площадок. Задумано много интересных новаций, которые сделают этот фестиваль особо притягательным: от показа фильмов в открытых летних кинотеатрах до демонстрации на еще более просторном и открытом морском побережье, чтобы еще значительнее расширить зрительскую аудиторию. Сюрпризами станут и другие технические новинки.
. ,
«Хочу подчеркнуть, что у севастопольского кинофестиваля – счастливое будущее. Особенно в 2011 году, когда на седьмом по счету фестивале мы будем отмечать 100-летие отечественного исторического кино, родиной которого стал Севастополь».
А ВОТ что сказал журналистам председатель Национального Союза кинематографистов Украины Борис Савченко:
«Этот фестиваль нас очень волнует. Мы возлагаем на него большие надежды, ибо рассчитываем на значительную перспективу».
Состоявшиеся фестивали, подчеркнул столичный гость, уже продемонстрировали внутреннюю драматургию. Нет сомнения, что и нынешний форум займет достойное место в национальной культуре. Причем, «мы не преследуем узких политических и культурологических целей. Мы хотели бы, чтобы наш фестиваль оправдал провозглашенный девиз «В единении культур – будущее человечества». Ведь без развития культуры дальнейшее существование человечества проблематично. И об этом надо думать – прежде всего, людям искусства».
В перспективе, подчеркнул Борис Савченко, фестиваль переживет пять этапов развития. В нынешнем году, ознаменовавшем первый этап, фильмы будут представлять двенадцать государств СНГ и Причерноморья.
На втором этапе география участников расширится за счет стран Средиземноморья, особенно тех, которые в свое время принимали активное участие в становлении культуры Крыма: Греции и Италии.
Третий этап включит в себя страны исторического Великого шелкового пути – от центра Европы до Закавказья и Средней Азии.
На четвертом этапе участниками кинофорума станут представители тех стран, «которые вдохновил именно Крым».
И на пятом этапе – наиболее философски значимом – к фестивалю наряду с Турцией подключатся и другие страны, которые в далеком прошлом приходили на севастопольскую землю с огнем и мечом. Могли ли тогда помыслить несостоявшиеся завоеватели, что в XXI веке их далекие потомки будут принимать участие в столь же интенсивном соперничестве – но мирном, творческом…
НО ВЕРНЕМСЯ к нынешнему фестивалю. Каждая из двенадцати стран представит по одной работе – за исключением России, которая покажет четыре кинофильма. Ведь, с белой завистью заметил Б. Савченко, «мы очень завидуем нашим русским друзьям, ведь в России национальный кинематограф сегодня находится на подъеме». В отличие от Украины, где «мы переживаем сложный политический момент, который длится уже 15 лет».
Кроме конкурсной программы, состоятся и знаковые внеконкурсные показы.
В числе этих сюрпризов – договоренность с послом Португалии на демонстрацию фильмов под рубрикой «Знакомьтесь с кино». Ведь португальское кино украинскому зрителю вообще неизвестно.
В рамках внеконкурсного показа под рубрикой «Фильм – событие» состоится показ литовского документального фильма на волнующую актуальную тему – о безнадежно больных ребятишках. «При всей жуткости проблемы, – подчеркнул Борис Савченко, – фильм получился очень светлым и трогательным».
Безусловно, интересным для зрителя станет и фильм с рабочим названием «Священный огонь тела Господня» – своеобразное приглашение на съемочную площадку режиссера Резо Давыдовича Чхеидза, в «союзную» бытность одного из немногих лауреатов Каннского кинофестиваля. Сегодня режиссеру 81 год. Вышеупомянутый фильм он снимал четыре года, и вот теперь у суверенной Грузии нет средств озвучить работу мастера. Поэтому режиссер привезет на фестиваль смонтированный фильм с авторским комментарием – словно своеобразное приглашение в собственную «кинолабораторию».
Событием форума, считает Б. Савченко, станет и фильм известного польского режиссера, лауреата многочисленных фестивалей Ежи Гофмана «Украина: становление нации». «Фильм весьма спорный, проблемный, но очень грамотный с точки зрения истории. И беспощадный ко всем участникам исторического процесса».
Интересными оказались на пресс-конференции и исчерпывающие ответы организаторов фестиваля на вопросы журналистов – многочисленные, разноплановые, и, как водится, от серьезных до курьезных. Из последних, например, прояснилась такая прошлогодняя ситуация, обошедшая все издания: о том, как на одном из премьерных показов в зале кинотеатра «Победа» Василий Аксенов «порвал штаны о гвоздь в старом кресле».
Под смех присутствующих Владимир Павлович Казарин прояснил ситуацию: «На самом деле штаны порвал я. Но я рад, что молва отнесла это к Василию Павловичу Аксенову».
Как говорится, сочтемся славою… Но главное, что этот досадный инцидент произошел не с писателем, а с высокопоставленным чиновником. Думаю, что это и подвигло исполнительную власть Севастополя на замену кресел в кинотеатре «Победа» в частности и совершенствование кинематографической базы города-героя в целом. Так что спасибо злосчастному гвоздю… И почаще бы (как ни жестоко это звучит) «отцам» города на личном опыте постигать суть нелегкого бытия сограждан.
Были вопросы о потенциальном участии в нашем фестивале звезд отечественного и мирового искусства. Дали согласие приехать Юрий Башмет, Леонид Ярмольник, Сергей Гармаш. На два дня прилетит режиссер Алексей Учитель.
Но особенно примечательными показались мне вопросы, устремленные в «кинобудущее» Севастополя. Например, о перспективах создания на севастопольской земле в районе мыса Фиолент полноценной собственной киностудии – подобной Ялтинской. Ведь Севастополь и его окрестности продолжают оставаться кинематографической «Меккой» и сейчас: в эти дни здесь работают девять киногрупп.
Конечно, «строительство киностудии – это не строительство дома», сказал Владимир Казарин, однако инвесторы уже есть. А значит – есть перспектива.
Возможно, и открытие в Севастополе собственного кинематографического лицея – тоже дело не такого уж далекого будущего…
Ольга СИГАЧЕВА