in

Государственная служба: порядочность, честность, ответственность

30 ноября 2006 г.  в Севастополе состоялась научно-практическая конференция «Государственная служба на современном этапе: реализация практических задач и стратегия развития». Предлагаем вашему вниманию один из докладов.

Со дня провозглашения независимости Украинской республики прошло 15 лет. За это время произошли коренные изменения во всех сферах общественной жизни.

Обществом признана необходимость существования отдельного уполномоченного лица в каждой области общественной жизни, административная деятельность которого является залогом утверждения и обеспечения прав и свобод человека. Из этой специфической общественной роли государственного служащего вытекают и правила его общественно одобряемого поведения.

Из разделяемой мной социологической концепции следует, что человек является общественным существом, индивидуальность которого формируется обществом. Индивидуум не свободен от влияния общественных процессов, протекающих в обществе, которые могут и не осознаваться им или обществом в целом. Зачастую то, что индивидуум считает своим собственным убеждением, мотивацией — является продуктом общественных процессов. К одному из таких существенных процессов, формирующих мотивацию индивидуума — является форма организации экономической жизни общества.

С крахом СССР основой нашей экономики стал принцип рыночной экономики либерального толка. Суть этой новой экономической системы прекрасно выразил английский публицист 19 в. Даннинг: «Капитал боится отсутствия прибыли и слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживленным, при 50 процентах положительно готово сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы».

Смена экономических основ нашего общества неизбежно сопровождается сменой системы общественных ценностей, мотиваций. Принцип: «живи на благо общества и страны», когда личное благополучие измеряется величиной той общественной пользы, которую ты приносишь стране, инвертировался в принцип: «Живи только для себя» — бери все, что можешь взять от общества ради своего благополучия. И большинство граждан получает воспитание в этой системе ценностных координат, в центре которой стоит индивидуализм и личное благополучие.

Теперь сопоставим эти ценности с теми требованиями и ожиданиями общественности, которые они предъявляют государственному служащему. Само государство их вполне точно сформулировало в Общих правилах поведения государственного служащего, Законах Украины «О государственной службе» и «О борьбе с коррупцией».

Нетрудно увидеть, что все перечисленное входит в противоречие с ценностными ориентирами обогащения и благополучия, которые сегодня культивируются в обществе.

Более того, в отличие от западной ценности личного благополучия, учитывая азиатские, восточные влияния на наш менталитет, прибавляется влияние крепости кровно-родственных уз. Именно этим влиянием обуславливаются и масштабы, и глубина коррупции, поразившей наше общество и государство, в частности.

Корень проблемы недоверия к госслужбе со стороны общественности кроется в том, что граждане прекрасно понимают, чем в действительности руководствуется большинство государственных служащих при осуществлении своих полномочий!

Да теми же ценностными установками, которыми руководствуются они и в своей жизни: отнюдь не бескорыстием, честностью и беззаветной преданностью служению обществу.

Общество заинтересовано в том, чтобы государственная служба была свободна от тех предрассудков, которые исповедует оно само. Во все времена такая свобода достигалось только просвещенным разумом. Поэтому государственную службу сделает порядочной, честной и ответственной только особая генерация служащих.

Для этого необходима реформа государственной службы по следующим направлениям:

1) по линии структурных преобразований — необходимо выделить динамическую часть состава госслужащих, т.е. высшие должностные лица — руководители, смена которых может происходить в зависимости от результатов выборов; и постоянную часть состава госслужащих — профессионалов, которые непосредственно осуществляют реализацию государственных функций, принудительная смена которых возможно только по решению независимых аттестационных комиссий, именно на эту часть возлагается обществом контроль за соблюдением принципов государственной службы со стороны динамической ее части;

2) кадровая политика — для нужд государственной службы кадры должны проходить подготовку в специализированных режимных (на казарменном положении) учебных заведениях с особой образовательно-воспитательной программой. Образование – базовое по юридической и экономической направленности плюс специализация, после практической стажировки, в определенной предметной области (строительство, здравоохранение, экология и т.п.). «Воспитательная программа» будущих госслужащих  базируется на ежедневной практической общественно-полезной деятельности. Режимность, изолированность призвана служить воспитанию кадров с качествами, которые в противовес культивируемых в обществе сформируют их морально-идейный стержень, а также будет способствовать отсеву всех случайных элементов.

3) материальное (денежное) содержание — государственные служащие, именно исходя из понятия службы, а не работы, должны получать не заработную плату, а денежное содержание. Данное содержание должно удовлетворять современному уровню материальных и духовных потребностей служащих, быть не меньше средней заработной платы и индексироваться в соответствии с ее изменением, иметь поощрительную систему за длительную и безупречную службу, достойное пенсионное содержание.

Ермаков Р.В.,

главный специалист отдела по вопросам внутренней политики,    связей со средствами массовой информации и общественностью Ленинской районной государственной администрации

Written by Mari

ГОЛОС ПАРИЖА Место жительства – Париж, профессия – БОМЖ

А Васька слушает, да ест