Спор о введении программ заместительной терапии (в нашем случае – метадоновой программы) давно вышел за рамки строго медицинской дискуссии. Примерно со времен «померанчивой революции» он приобрел криминально-коммерческое звучание. Сторонников метадона стали обвинять в лоббировании интересов фармацевтических фирм, производящих этот препарат, а противников – не иначе, чем пособниками наркомафии.
Наша справка:
Метадон – синтетический лекарственный препарат из группы опиоидов. Применяется как анальгетик и средство при лечении наркотической зависимости. История метадона насчитывает более 70 лет. Впервые он был синтезирован в 1937 году германскими исследователями. Уже около 30 лет метадон применяют при опийных и иных наркоманиях в качестве заменителя в рамках поддерживающих программ или программ замещения.
Острота дискуссии, связанной с метадоном, на сегодняшний день связана с взаимоисключающими выводами специалистов. К примеру, до сих пор так и не достигнута солидарная точка зрения международной медицинской общественности и правоохраннительных органов.
Не так давно Всемирная организации здравоохранения (ВОЗ), Управление ООН по наркотикам и преступности (УООННП) и Объединённая программа ООН по ВИЧ/СПИД (ЮНЭЙДС) обнародовала публикацию “Совместная позиция ВОЗ/УООННП/ЮНЭЙДС «Заместительная поддерживающая терапия в ведении пациентов с опиоидной зависимостью и в профилактике ВИЧ-инфекции и СПИДа». В этом документе повествуется о преимуществах заместительной терапии, однако авторы «не гарантируют, что содержащаяся в этой публикации информация полна и правильна, и при этом не несут ответственности за любой вред, причиненный в результате ее использования».
Не смотря на стол явную неоднозначность в оценках, сегодня в эти программы культивируются в 80 государствах.
В нашей стране начало метадоновой программы сегодня напрямую связывают с Президентом Украины и его командой. Действительно, одним из первых распоряжений экс-министра здравоохранения Николая Полищука был приказ от 5 апреля 2005 года о начале в Украине экспериментов по внедрению заместительной терапии для наркоманов с опиатной зависимостью. Так называемая «метадоновая программа» должна была начаться сразу в 5 областях и в Крыму. А в пункте пятом этого приказа значилось: «с целью распространения на все регионы Украины».
Главными лоббистами того решения в отечественной прессе сразу назвали Фонд Сороса «Возрождение» и структуры ООН. 2 ноября 2005 года уже новый руководитель Минздрава Юрий Поляченко сообщил, что заместительная терапия препаратом «Эднок» (разновидность метадона) проводится в 7 регионах страны и в Киеве.
В самом конце 2007 года в защиту внедрения программ заместительной терапии выступил сам глава государства – В.А. Ющенко. В рамках своего же Указа от 12 декабря 2007 года
«О дополнительных мерах по противодействию ВИЧ-инфекций/ СПИДа в Украине» он распорядился в кратчайшие сроки решить вопрос о поставках в Украину синтетического наркотика канадского производства.
Об этих инициативах весьма негативно отзывалась и отечественная, и «соседняя» пресса. Журналисты забывали при этом одну деталь:внедрение программы заместительной, поддерживающей терапии для потребителей инъекционных наркотиков – это основное условие Глобального фонда по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией для финансирования 151 млн. долларов на борьбу со СПИДом в нашей стране.
,
Мало кто из горожан знает, что проект программы заместительной терапии в Севастополе появился не в силу неосмысленного выполнения распоряжений официального Киева. Он был разработан задолго до появления государственной программы. На импровизированной пресс-конференции 27 февраля 2009 г., посвященной началу функционирования заместительной терапии в условиях городской психиатрической больницы, ее главный врач, кандидат медицинских наук Георгий Кадомцев поведал журналистам о том, что старт этой работы был положен еще в 2003 году, а ее инициатором стал нынешний начальник управления охраны здоровья г. Севастополя Виктор Пологов.
Вернувшись из командировки в США, где он, в частности, ознакомился с практикой применения метадона в Чикаго, совместно с Г.М. Кадомцевым они разработали свой проект. Реализовать его в то время в силу объективных причин не удалось, хотя заявки на различные гранты нашими медиками подавались неоднократно. В прошлом году деньги – 34 тысячи грн. по линии международных организаций на оснащение кабинета были выделены.
Администрация психиатрической больницы пошла дальше – изыскала для этой программы даже отдельный небольшой блок из нескольких кабинетов. В кратчайшие сроки в помещениях этой миниатюрной клиники был завершен ремонт, установлено необходимое оборудование. В предпоследний день февраля клиника была в полной готовности к штатной работе.
Прием кандидатов в программу заместительной терапии продолжается уже неделю. «Пилотный» вариант предусматривает набор около 50 пациентов. В программу попадут далеко не все желающие. 10 мест зарезервировано за представителями слабой половины человечества. Далее приоритет будут иметь наркоманы, больные СПИДом и ВИЧ-инфицированные, а также те, кто не менее 3 лет употребляют страшное зелье и при этом не менее 2 раз пытались лечиться в наркологическом диспансере. Особо важным является еще один аспект: исключительная добровольность участия в программе.
На практике исполнение пилотного проекта будет заключаться в ежедневном приеме под наблюдением врача разрешенного наркотика – метадона, при этом, естественно, пациент берет на себя обязательства не употреблять никаких наркотических или психотропных средств «на стороне». За выполнением этого обязательства медики будут следить с особой тщательностью, постоянно тестируя участников. Двукратное нарушение этого правила повлечет за собой автоматическое исключение из программы.
Г.М. Кадомцев не скрывает, что замещающая терапия и в этом случае больше преследует социальные цели, прежде всего – купирование распространения СПИДа и уменьшение криминогенных проявлений со стороны наркоманов со стажем. В выигрыше, если такой термин применим, должны оказаться и родственники больного наркоманией, и весь социум: все мы по городу ходим.
Успеху проекта будет способствовать и целый отряд специалистов, сопровождающих программу, куда, кроме врачей, вошли и социальные работники и юристы. Именно они помогут больному восстановится на работе, восстановить утраченные документы, нарушенные связи с близкими.
Севастопольские медики заместительную программу готовы продолжить дальнейшим лечением, направленным на отказ пациента не только от «титульных» наркотиков, но и от заменителя, в данном случае – метадона. Такой опыт в мировой лечебной практике есть.
В Швеции, стране, известной очень жесткой антинаркотической политикой, метадоновые программы существуют в 3 крупнейших городах, в том числе и в Стокгольме, уже много лет.
При этом шведским медикам удалось так совместить заместительную терапию и социально-психологическую реабилитацию пациентов, что в конечном итоге около 50 % клиентов отказываются от употребления не только основных наркотиков, но в дальнейшем и от метадона.
Каков будет результат в нашем городе, пока судить рано.
Достоверно известно лишь одно: ряды наркоманов в нашем городе постоянно растут. Если в 2006 году на учете в наркодиспансере пребывало 700 наркозависимых, в 2007 – 861, то в 2008 году – 979 человек. При этом необходимо учесть, что четверть из них имеют диагноз ВИЧ/СПИД, а число латентных, то есть неучтенных наркоманов, по мнению севастопольских медиков, в нашем городе в несколько раз больше официально учтенных. И с этим надо что-то делать.
Конечно, программа заместительной терапии не является панацеей. Это, скорее, тот случай, когда из двух зол выбирают меньшее, причем менее затратное, чем классическое, в украинском понимании, лечение наркоманов. Бесплатных поставок метадона должно хватить на 8 месяцев. Кстати, цена препарата – всего лишь около 7 долларов на каждого больного в месяц.
Дальнейшую судьбу этой программы будет определять либо государство, либо местная громада. Им выбирать.
С.Николаев