in

О бедном бульваре замолвите слово

Севастополь ощетинился строительными заборами.

За которыми как на дрожжах растут экзотические постройки, и изумленные горожане лишь головой качают, удивляясь количеству средств, которые вколачиваются в городскую недвижимость. Средств, которые приплывают невесть откуда и возникают в стране, не построившей за свою новейшую историю ни одного значимого завода.

Похоже, что печальная участь не миновала и Мичманский бульвар. Торопливо и заботливо огороженный, он замер в тягостном ожидании, и табличка «Реконструкция Матросского бульвара к 225-летию Севастополя» не столько успокаивает, сколько настораживает и взывает о помощи.

Так, по сообщению одного из севастопольских интернет-порталов, частный нотариус Севастопольского городского нотариального округа удостоверил договоры под застройку земельных участков, в соответствии с которыми переданы под застройку земли Черноморского флота Российской Федерации в районе Матросского бульвара.

С другой стороны, председатель земельной комиссии Дмитрий Белик заявляет, что городской Совет никаких решений по Матросскому бульвару не принимал.

Так это или иначе, покажет время. У нас же есть возможность представить читателям один из разделов книги Евгения Иосифовича Чверткина «Кое-что про Севастополь». Текст автора дан с небольшими сокращениями, для иллюстраций использованы фотографии из архива Игоря Васильевича Акуленко.

Само по себе «слово о бульваре» не отведет в сторону ковш экскаватора, но, будем верить, поможет тем, кто способен встать на защиту этого старинного и уютного уголка, если ему действительно угрожает опасность.

Вячеслав Горелов

 

«Слово бульвар означает аллею посреди улицы или широкую улицу, обсаженную деревьями. Первоначально бульвары разбивались на месте прежних крепостных валов. Однако почему Мичманский бульвар называется бульваром, неизвестно. На этом месте никогда не было батарей.

Первым его названием было Малый, или Маленький. Собственно, когда-то все в Севастополе можно было назвать маленьким на фоне бухт и окружающих почти безжизненных холмов. Он и сейчас маленький, например, по сравнению со зданием горисполкома.

,

Фото сделано после первой обороны города. Вход на Мичманский бульвар фланкировали львы, предназначенные для Графской пристани

Существовал бульвар задолго до первой обороны. Место было выбрано со вкусом. С плоской вершины открывался чудесный, ничем не заслоняемый вид на бухты, внутренний и внешний рейды и на весь небольшой еще город, лепившийся к подножию бульвара. В 1834 г. здесь был сооружен первый памятник Севастополя – Казарскому. «Потомству в пример». В 1836 г. уже было заявлено «о приведении севастопольского бульвара в улучшенное состояние»

,

Памятник Казарскому. Снимок сделан после первой обороны города. Виден проем в подпорной стенке – остатки входа на бульвар со стороны будущего Нахимовского проспекта

Самый первый план бульвара, который мне удалось разыскать в Центральном Военно-морском архиве Ленинграда, очень любопытен. Устроителям бульвара удалось остроумно решить сложную задачу – как при малой площади осуществить достаточной длинны аллеи для прогулок. Их конфигурация сохранилась до сих пор.

,

Вид на Мичманский бульвар и бухту со стороны бывшей Чесменской улицы. Ближе к северной оконечности бульвара упомянутая Е.Чверкиным ротонда, за ней памятник Казарскому

С Нахимовского проспекта на бульвар вели красивые каменные ворота, существовавшие еще в 1889 г, и широкая лестница. С южной стороны, т.е. со стороны Чесменской улицы, садовые ворота одно время были украшены скульптурами львов, предназначенными для Графской пристани. Третий вход на бульвар шел от Морского собрания.

На немногих сохранившихся снимках и рисунках несколько выше памятника видна ротонда – прелестный домик, чем-то напоминающий миниатюрный средневековый замок, но не у нас. В голову сразу приходят мысли о мушкетерах, свиданиях, шпагах…

,

Это орудие-памятник на Мичманском бульваре когда-то напоминало

гуляющей публике об истинном предназначении города и военно-морской базы

Первые упоминания о бульваре в периодической печати относятся, вероятно, к 1882 г., когда впервые был упомянут «бульвар рядом с Петропавловской улицей». В апреле 1883 г. появилось сообщение о том, что содержатель буфета Севастопольского Благородного собрания г-н Данцигер открыл на бульваре ресторан «Бекешка», а годом позже – что в ротонде располагалось Благородное собрание. В том же году рядом, под горою, возвели и деревянный театр Томского, «театр на бульваре».

В ротонде устраивались различные торжественные предприятия вроде обеда, состоявшегося (естественно, по подписке) в августе 1885 г в честь покинувшего свой пост бывшего градоначальника вице-адмирала Ивана Григорьевича Руднева. Подобные чествования устраивались частенько и приятно разнообразили бедную на развлечения провинциальную жизнь. Можно вспомнить и русский хор под управлением Штальмана, и дебют квартета А.Владимирова, и маскарады устроителя С.Петрова. А однажды в ротонде временно пребывал музей Шульца: мумия, сиамские близнецы и пр., и пр.

,

Примерно в те же годы на бульваре разместили стрельбище морского ведомства, а сам бульвар стал называться «Бульваром Севастопольского Благородного собрания». Постоянно работал буфет (шашлыки, чебуреки, холодные закуски), по четвергам и в праздники здесь выступал хор военной музыки при платном, за 5 коп., входе. Деньги шли на содержание бульвара и отчасти на вознаграждение музыкантам.

Летом 1891 г. на Мичманском началась новая жизнь – ежедневные «гуляния с увеселениями» для нижних чинов, но длились они недолго: уже в 1894 г. ротонда и буфет «за ненадобностью и ветхостию» были разобраны и более не возобновлялись. Правда, в 1896 году Морское ведомство выделило 16000 руб. на переустройство бульвара для нужд членов Морского собрания на летний сезон. Предполагалось устроить ротонду (опять!), кегельбан и пр., но результаты мне неизвестны.

С южной стороны к бульвару от Екатерининской ул. шел довольно крутой подъем – Новая ул., он же Никольский пер – нынешний Мичманский спуск.

 Летом 1896 г. его замостили по всей длине до Морской площади и Адмиральской улицы и возвели оградную стену. На спуске, сразу за воротами (Мичманский спуск 4), к 1908 г. была сооружена сигнальная мачта штаба флота. За забором с двумя входами в помещении мачты находились также казенная квартира адъютанта Главного командира и заведующего землями Морского ведомства».

На этом повествование Е.Чверткина о Мичманском бульваре заканчивается. Добавим, что в 1921 году он был переименован в бульвар Военморов, в 1928 году – в Краснофлотский. После Великой Отечественной его стали называть Матросским. Официальное современное название бульвара – бульвар Дома офицеров КЧФ.

Written by Mari

Жизнь и люди Крыма в 1900 году отъ Леонида Ефанова

Налог на недвижимое имущество будут платить не все