Премьерные спектакли Севастопольского академического русского драматического театра имени А.В. Луначарского, как правило, всегда аншлаговые. Не стала исключением и не столь давняя премьера «Талантов и поклонников» по пьесе А.Н. Островского.
Интересно, что значительная часть творческого наследия «русского Шекспира» отечественной драматургии входила в репертуар севастопольского театра на всем протяжении прошлого века: с 30-х годов («Бесприданница», «Волки и овцы») и первых послевоенных лет («Лес», «Женитьба Белугина», «Пучина», «Последняя жертва») до 60-х («На бойком месте», «Поздняя любовь»), 70-х («Без вины виноватые»), 90-х («Банкрот», «Не все коту масленица»).
Но вряд ли нынешние зрители даже старшего поколения помнили оставшуюся в театральной летописи постановку «Талантов и поклонников», осуществленную блестящим режиссером Борисом Бертельсом в 1953 году…
Нынешние «Таланты и поклонники» предстали в трактовке заслуженного деятеля искусств России, Украины и Крыма Владимира Магара. Зрители переступали порог зала изрядно заинтригованными, зная отличительную особенность его режиссерского стиля – оригинальность сценических версий произведений классической драматургии.
И в данном случае В. Магар оправдал ожидания публики. Держа руку на пульсе нынешнего века, он придал ходу событий современную динамичность и, следовательно, более стремительную раскрутку интриги «театрального закулисья».
,
Тон задала первая сцена беседы главной героини – молодой актрисы Александры Негиной (Елена Василевич) и князя Дулебова (заслуженный артист Украины Виталий Полусмак) в скромной квартирке актрисы. Из эмоционального динамичного диалога недвусмысленно явствует, что счастливая сценическая судьба перспективной актрисы провинциального театра, увы, в меньшей степени зависит от таланта, данного Богом, и любви театральной публики и товарищей по творческому цеху. Но в гораздо большей степени – от сиюминутных капризов сильных мира сего в лице комически молодящегося «папика» князя Дулебова, примкнувшего к нему купца Бакина (артист Андрей Бронников) и подобным им «театралам». Ираклий Стратоныч Дулебов, как явствует из диалога с Негиной, искренне полагает, что купить в бренной жизни можно все, были бы большие деньги: театр – оптом, расположение приглянувшейся актрисы – в розницу. А уж если предложить ей переселиться из скромного жилья в гораздо лучшую квартиру, век должна кланяться и благодарить.
Но в ответ на эти заманчивые предложения князь решительно получает от ворот поворот. Поэтому у строптивой актрисы бенефис – под угрозой срыва. В отдаленной перспективе ей и вовсе предстоит покинуть сценические подмостки без предупреждения о расторжении контракта, о чем извещает Негину антрепренер театра Мигаев (заслуженный артист АР Крым Сергей Санаев).
И так вовремя для нее на авансцене появляется богатый купец и благородный меценат Иван Семеныч Великатов (артист Алексей Красноженюк), позиционирующий себя искренним почитателем таланта актрисы и раскрывающий перед ней заманчивые перспективы блистательной карьеры в театре, полностью от него зависимом. Впрочем, слова Великатова не расходятся с делом: ведь находящийся на грани провала бенефис Негиной спасает именно он…
Тем не менее, актрисе нелегко сделать выбор в пользу искусства: ведь на другой чаше весов – ее любовь, а, впрочем, может быть, просто чувство искренней благодарности к давнему другу дома – горячо влюбленному в нее студенту Пете Мелузову (артист Виктор Неврузов) и к его урокам, развившим кругозор и способствовавшим формированию высокой нравственности.
,
Эту душевную борьбу молодой актрисы впечатляюще и убедительно раскрывает включенный в постановку эпизод бенефиса, которого, разумеется, тоже нет в оригинале «Талантов и поклонников» – сцена из другой пьесы А.Н. Островского – «Бесприданницы», где Негина предстает в роли Ларисы в момент судьбоносного объяснения с Паратовым (в роли которого вновь блеснул Сергей Санаев).
Так же эффектно и убедительно работают на тему всепобеждающей силы искусства и другие эпизоды, смело введенные в постановку В. Магаром. Это трагикомический момент, когда романтичный Петя Мелузов, впервые оказавшись за кулисами в окружении старых актеров, падает в обморок от «крови» из клюквенного сока. И шуточный эпизод, когда в ложе неожиданно для публики появляется император собственной персоной, и только спустя некоторое время и зрители, и товарищи по актерскому цеху с изумлением узнают в царственной персоне… статиста, сумевшего доказать, что он способен сыграть не только традиционное «кушать подано».
И все же самой сильной в этом ряду новаций стала, на мой взгляд, сцена из шекспировского «Короля Лира» – спектакль в спектакле! – в замечательном исполнении трагика Ераста Громилова в роли шута и Мартына Прокофьича Нарокова в роли короля (заслуженные артисты Украины Николай Карпенко и Анатолий Бобер).
В комплексе эти сцены наглядно подтверждают, что истинное искусство способно творить чудеса. И если человек – Актер от Бога, то настоящая жизнь его проходит только на сцене…
И главная героиня решительно делает выбор – в пользу служения высокому искусству, без которого не может жить…
Великолепны исполнительницы женских ролей – народная артистка Украины и Татарстана Людмила Кара-Гяур (в другом составе – заслуженная артистка Украины Юлия Нестранская) в роли Домны Пантелеевны – причем каждая уникальна в трактовке образа персонажа! И молодые актрисы – Наталья Романычева и Елена Василевич (Негина), а также недавно пополнившая труппу театра заслуженная артистка АРК Алла Салиева (Смельская).
Работает на режиссерский замысел и музыкальное оформление, осуществленное заслуженным деятелем искусств Украины Екатериной Троценко и заслуженным деятелем искусств АРК Борисом Люля.
Несет смысловую нагрузку и работа художника-постановщика народного художника России Бориса Бланка – цветовая гамма костюмов, органично дополняющая образы героев, а также декорации в виде ярусов кулис.
Судя по шквалу аплодисментов, спектакль оправдал ожидания зрителей. И это – самое главное.
Ольга СИГАЧЕВА