«Была у нас дочь. Христианка.
Однажды она ушла из дома. Навсегда»
Эту болгарскую девушку звали Константина. Она стала отшельницей и поселилась в лесу.
Девушка проживёт там всю жизнь. Домой она никогда не вернётся.
Как гласит народная легенда: «Семь лет она прожила в пещере, одеждой ее было рубище. Потом из пещеры Константина перебралась к источнику св. Параскевы, где жила в землянке. Сначала одна, а потом к ней присоединилось несколько женщин. Над источником была выстроена часовенка, но Константина денно и нощно молилась, чтобы была построена настоящая церковь. В конце своей жизни Константина приняла полный монашеский постриг и была наречена Параскевой. Она и стала первой настоятельницей Топловского монастыря».
После её смерти в обители стали происходить удивительные вещи…
Окно в вечность
Туман. Чуть видно монастырское кладбище. Маленькая часовня. В церкви горит свет. Всё это как будто перетащено в обычный мир из какого-то забытого сна, где всё имело какой-то другой, непонятный сейчас, смысл.
Я посмотрел на часы, было семь вечера. В монастыре никого. Всё вокруг замерло, только чуть слышно подталкивали часы вперёд молитвы монахинь, доносящиеся из церкви. Стоя возле храма я думал: «Оставят ли меня здесь?». И почему меня должны здесь оставить? Я не крещённый. Монастырь женский.
Служба закончилась.
– Вы кого-то ждёте? – спросила меня девушка, выходящая из храма.
– Нет. Здесь можно переночевать?
– Можно. Пойдёмте.
Ей было лет двадцать. «Какая-то крестьянка», – подумал я, – «Героиня рассказов Василия Шукшина». Даже юбка была у неё в широкую красную и синюю полоску, «и казалось сделанной из театрального занавеса. Я бы много дал, чтобы занять первое место, но спектакль не состоялся».
Послушница отвела меня в гостиницу (двухэтажный дом для паломников). Моя комната была очень похожа на комнату в общежитии. Небольшая. Несколько кроватей и маленькое окно. Больше ничего не было. Уходя, сестра предупредила, что скоро будет ужин.
История
В этот вечер мне рассказали необычную историю, которая произошла здесь не так давно.
Она было молода, и, выражаясь по-книжному, агонизировала, т.е. досрочно освобождалась от жизни по причине неизлечимой болезни. Это её огорчало. Девушка часто злилась.
Жила она в далёком Вашингтоне, работала в одной крупной компании. Как-то ночью она услышала голос, который произнёс: «Тебя исцелит Параскева». Девушка задумалась. Сначала она решила, что над ней посмеялись подружки из соседнего отдела. Но это было бы слишком зло даже для подружек из соседнего отдела. Поэтому она начала склоняться к тому, что ей просто показалось.
На следующий день она решила узнать, кто такая Параскева. Через несколько месяцев девушка уже была в Крыму, в Топловском Свято-Параскевиевском женском монастыре. Приняла здесь крещение и исцелилась. В благодарность за излечение сотрудницы хозяйка компании привезла в обитель огромное количество подарков и некоторую сумму денег.
,
«Если бы здесь появился Бог, то это произвело бы не такое сильное впечатление…»
4:30 утра. За окном раздаются удары колотушки. Так начался новый день.
Было ещё темно. Я вышел на улицу и походил по территории монастыря. Похоже, тут один я не мог поверить, что утро может наступить в четыре часа. В церкви уже шла служба. На кухне загорелся свет. Монастырь зажил своей обычной жизнью, пытаясь убедить ночь в том, что она закончилась.
Завтрак был в восемь часов. На столе стояла большая кастрюля с супом и миска с хлебом. Утром это производило мрачное впечатление. Чай – не положено. Борщ и хлеб – это то, с чем надо было смириться.
После завтрака я пошёл к настоятельнице монастыря. У часовни её уже ждали несколько человек. Подошла игуменья. «Если бы здесь появился Бог, то всё же это произвело бы не такое сильное впечатление». Сестра Мария ахнула.
Рабочий Алексей замер на месте. Послушник Александр взмахнул руками.
У матушки была удивительная особенность – у неё отсутствовала внешность. Игуменью было очень легко с кем-нибудь перепутать или не заметить. Я её узнавал только из-за других. Что-то менялось в людях в её присутствии.
– Откуда Вы? – спросила она.
– Из Севастополя.
– В Храм ходите?
– Хожу.
– Зачем Вы сюда приехали?
– Ещё не знаю.
– Сколько Вы собираетесь здесь быть?
– Не знаю – ответил я.
Игуменья задумалась.
– Хорошо. Идите на кухню, Вам там дадут работу.
Приняв на себя всю тяжесть великодушия настоятельницы, я отправился чистить картошку. Так и началась моя жизнь в монастыре.
,
По ком звонит колокол?
На территории обители живут рабочие, послушники и монахини. Рабочие живут и кормятся в монастыре бесплатно. Ежедневный заработок у них около 35 гривен. Послушники, как правило, работают «Во славу господа», т.е. бесплатно. В монастыре можно остаться и не работая, но тогда за проживание надо будет платить 15 гривен в день.
У многих из жителей обители очень интересная судьба. Александру двадцать четыре, он живёт в монастыре вместе с женой. «В прошлом году мне стало сильно плохо», – рассказывает он. – «Ни врачи, ни я сам не как не могли найти причины такого состояния. Через несколько дней жена предложила поехать в монастырь. Так мы оказались здесь. Летом настоятельница Топловской обители направила меня в Одессу, в Свято-Успенский мужской патриарший монастырь, к Отцу Никону. У келаря дар божий, он провидец, к нему за советом едут со всех уголков страны. Когда Отец Никон меня увидел, он сразу сказал, что в миру у меня работы не будет. Мы возвратились в Параскевиевский монастырь. Прошло несколько месяцев. Сейчас мы здесь живём и работаем».
Дважды два = БОЖЕ
В монастыре время замедляется и кажется, вот-вот двинется в обратном направлении.
На кухне я помогал повару. Иногда резал овощи, бывало, ходил на склад и приносил продукты. Но чаще ничего не делал. Для повара работа была молитвой. Молятся в одиночку.
У меня было много свободного времени, которое я бережно скрывал от других. Я старался никого не посвящать в тайны своего безделья. Утром я немного помогал на кухне. Потом гулял по монастырю. Днём спал. Вечером ходил в лес купаться в святом источнике. Сначала я думал, что я один такой удачливый и хитрый. Но всё оказалось не так. Желающих есть, отдыхать и не работать было несколько человек. Мы друг друга узнавали издалека. У всех у нас была какая-то особенная печаль в глазах…
Для других жизнь в монастыре протекала строго по уставу. В 4:30 подъём, послушники и монахини идут на утреннюю службу. В 8:00 завтрак. Монахини едят отдельно. Меню у всех разное. Во время трапезы монахини читают жития святых.
После завтрака все расходятся на послушания. Работы в монастыре много. Те, кто сюда приехали «служить Господу», редко отдыхают.
Затем обед, снова работа и вечерняя служба. Ужин в 20:30. Перед сном у жителей обители есть час свободного времени, которое, обычно, посвящается чтению православной литературы. 22:00 в монастыре – это уже глубокая ночь.
Всё в обители делается с благословения настоятельницы. Его желательно получить, даже если вы хотите задать кому-нибудь самый обычный вопрос. В монастыре практически не разговаривают. А если присматриваться к людям, то можно заметить, что многие здесь торопятся. Правда, в сторону, обратную от той, куда обычно торопится человек в городе. Спринтерское спасение собственной души делает их равнодушными к другим. «Представь себе кисть винограда. У неё есть ягоды, и есть ветка. Чтобы уцелела сама гроздь, прежде всего, должна сохраниться ветка. Так же и с людьми: если веришь один ты, то нужно молиться только за себя. Времени нет думать о других. Спасёшься ты – потянешь за собой своих близких, как ветка винограда свои ягоды», – объяснил мне один послушник. Сам этот трудник втайне мечтал восстановить десятину и костры для неверных. Когда он узнал, что я некрещеный, стал меня ненавидеть.
,
Может, это просто привидение?
Как-то в монастыре я наткнулся на очень интересную запись. Я её переписал:
«Я, раба Божья Елена, посетила этот монастырь год назад 24 июня 2006г., чтобы поклониться мощам св. Параскевы. Наш небольшой автобус ждал нас около ворот обители. Мы прослушали экскурсионный рассказ о монастыре, окунулись в купель и поклонись мощам святой Просковье Пятницы.
Когда мы отъехали от монастыря, то заметили на стекле изображение девушки в платке. Очень чётко были видны складки платка и левая рука.
Я, как смогла, перерисовала это изображение. Его видели все. Рядом с моим рисунком есть письменные свидетельства очевидцев. Копию с этого рисунка я передала нашему экскурсоводу».
На территории монастыря действительно происходят странные вещи. Вот что, например, рассказала Любовь Нерук из Мариуполя: «Однажды я пошла на монастырское кладбище, поклониться матушке игуменье Параскеве. Несла с собой зажжённые свечи, но по дороге они потухли. Тогда я решила их просто поставить на могилу незажжёнными. Свечи сами зажглись».
Каким-то образом все необычные события в обители связанны с именем Параскевы. Считается, что св. Параскева родилась в Риме во II веке, в царствование императора Антонина. Ее родители были христиане и верно соблюдали закон Христов; они долго не имели детей и молитвами испросили у Господа единственное чадо – дщерь, которую назвали Параскевою в честь дня ее рождения – Пятницы. Параскева с детства воспитывалась в духе христианской веры и отличалась своим благочестием. После смерти родителей, раздав их имущество нищим, св. Параскева оставила мир и посвятила себя трудам апостольства, проповедуя Христово Евангелие разным языческим народам.
В Риме, центре язычества и языческой образованности, она выступила в первый раз с проповедью о Христе Спасителе, здесь же она сподобилась претерпеть первые страдания за имя Христово и проявила чудодейственную силу своей непобедимой верой в Господа Иисуса Христа, обратив многих язычников в христианскую веру. Император Антонин повелел предать св. Параскеву мучениям: на главу ее был возложен раскаленный медный шлем, а сама она была ввержена в котел, наполненный кипящей смолой и маслом, но святая осталась невредимой.
Видя это, царь усомнился, действительно ли горячи смола и масло и сказал св. Параскеве, чтобы она плеснула на него расплавленною жидкостью. Святая исполнила волю царя и плеснула ему рукою из котла жидкостью, от чего он почувствовал страшную боль и мгновенно ослеп. Тогда он обратился к святой с мольбой об исцелении своих очей. “Раба истинного Бога, – взывал он, – помилуй меня и возврати свет очам моим, чтобы мог я уверовать в Того Бога, Которого ты проповедуешь!” Святая просветила царя и бывших с ним учением христианской веры, была отпущена с миром и пошла проповедовать учение Христово в другие страны.
Св. Параскева пришла во град, в котором царствовал некто Тарасий. Она предстала пред ним с проповедию благовестия Христова. Тарасий предал ее многим страшные мучениям, но видя, что ничто не может отвратить святую от веры во Христа, приказал отсечь честную ее главу. Так св. преподобномученица Параскева запечатлела свои апостольские труды своею мученическою смертью за имя Христово” (пролог и полный месяцеслов Востока преосвященного Сергия, епископа Владимирского).
Считается, что на месте казни святой забил источник. Источник почитаем не только христианами, но и татарами, которые называют его Чокрак-Саглы-Су – здоровая, живая вода.
Бытуют предания о том, что Топловский монастырь никогда не оскудеет, потому что охраняет его сама святая Параскева. По ночам, особенно в великие праздники, она ходит вокруг обители с посохом и пальмовой ветвью в руках, и безмолвно благословляет встретившихся путников, а больных исцеляет своим взглядом.
Алгебра спасения
В воскресенье монастырь превратился в магазин эзотерических услуг. Трогательные христианские чудеса – это был их скромный вклад в мировую экономику. Хлеб, приготовленный на святой воде – 3 грн, вино к причастию – 25 грн, неделю молиться за душу умершего – 30 грн, месяц –100 грн. Окунуться в святой источник – 2 грн.
Летом сюда приезжают до 100 тысяч паломников. «Они локтями входят в церковь. Их оголтелое покаяние всегда умеряет нас», – говорят о них здесь.
Паломники едут сюда, прежде всего, из-за святых источников. Их в монастыре три. Источник св. Параскевы расположен прямо на территории монастыря. Около него построена часовня с иконостасом. Два других – Трёх Святителей и св. Георгия Победоносца – находятся в лесу.
Считается, что источник св. Параскевы хорошо помогает при болезни глаз и головы. Трёх Святителей – лечит нервную систему. Св. Георгия Победоносца – опорно-двигательный аппарат.
После купания люди набирают воду в пластиковые бутылки и пытаются её выпить так много, что потом самостоятельно не могут идти. «Чтоб сразу на несколько лет вперёд» – так они объясняют своё рвение (не все могут приехать сюда в следующем году).
За святой водой приезжают с квасными бочками. Поэтому совсем неудивительно, что к обеду источник высыхает, до следующего утра.
Есть в монастыре тетрадь, где паломники рассказывают о случаях исцеления от недугов в обители. Указаны фамилии, адреса и номера телефонов жителей Крыма, Украины и России. Вот несколько записей оттуда:
«Сентябрь 2000г.
Несколько лет тому назад в одной семье тяжело заболел отец. Его дочь взмолилась к Господу: “Господи, не забирай отца, раздели болезнь и для меня”. И тут же ей стало плохо. Положили в больницу, и после взятия пункции она не поднялась.
Поставили диагноз: рассеянный склероз. Шесть лет она была прикована к постели. Высохла. Остались одни косточки.
На одни из праздников я, недостойная Василиса, привезла ее в Топловский монастырь – Господь меня сподобил.
После окунания в Святой купели больная Елена встала па ноги и пошла. Также к ней вернулся дар речи.
Благодарим Господа и Матерь Божью за чудесное исцеление.
Адамовы. Севастополь».
«Мы с мужем хотели второго ребёнка. Забеременеть я не могла. Результаты обследования исключали естественное оплодотворение. Год лечения в санатории никаких результатов не принёс… В обитель я попала как раз на праздник Преображения Господня. Необыкновенно светлыми, радостными и умиротворяющими стали для меня эти дни. Я молила св. Параскеву, исповедовалась, окуналась в купель св. Параскевы и св. Георгия Победоносца. Уезжала я из монастыря с лёгким сердцем… Забеременела я через 1,5-2 месяца. Естественным образом родилась наша доченька Сонечка 27июля 2006 года. И я сразу решила, что при первой же возможности мы вместе с ней посетим обитель, которой мы так благодарны. Так и случилось с божьей помощью… Не отчаивайтесь братья и сёстры, ожидающие пока появления своих деток.
30.08.2007., г. Сумы, семья Шифриных».
Дети и Дьявол
Первое время почти все в монастыре испытывают сильные трудности. Кто-то не может отстоять службу из-за внезапной сильной боли в пояснице, у кого-то в церкви начинаются приступы удушья. Считается, что одержимые люди здесь испытывают очень большой дискомфорт. Как тут говорят, есть такие места, где «камень преткновения» сдвигается. Находясь в другом месте, человек порой не замечает этот камень, а здесь открываются затемненные части души человека. Недавно здесь была одна такая девушка. Она призналась, что как только увидела священника, бес стал мужским голосом говорить: “Я боюсь его”. Он стал выкрикивать, возмущаться.
Вот, что рассказал Отец Сергий, ведущий в монастыре службу: «Однажды я привёл в обитель группу школьников. Ребята зашли в церковь, где шла литургия. Несколько из них сразу почувствовали себя плохо и вышли. Из тех, кто остался – трое потеряли сознание. У одного мальчика началась судорога лица. Топловский монастырь – это святое место. Многих здесь ждут большие испытания. Но благодаря исповеди, причастию, святым источникам они могут исцелиться и стать другим людьми».
Между адом наземным и монастырём
В обители «монахини обязаны подниматься в темноте и долго в темноте же молиться, поджидая приход дня и разгоняя мрак пламенем искренней веры». В это время в городе ещё ночь. Утро туда придёт только через несколько часов. Наступивший день «возьмёт человека в оборот, и будет принуждать думать о множестве вещей, которые его совершенно не интересуют».
Я провёл здесь 5 дней. Когда я уходил, Отец Сергий мне сказал: «Ты не можешь об этом писать, ты здесь ничего не увидел».
Дмитрий БРЕШЕНКОВ