in

Алексей Баталов: Идеалы и романтика нужны каждому поколению

Поистине народного артиста Алексея Владимировича Баталова называют последним русским аристократом, сумевшим сохранить душевную гармонию. Загадочный, существующий вне сплетен и скандалов, с особенным голосом и взглядом, устремленным внутрь.

Верный своей привычке «не раскрываться в «семейно-личном», 79-летний Баталов на пресс-конференции в редакции газеты «Московский комсомолец» не стал отвечать на вопросы о новом фильме «Дом на английской набережной» (автор сценария — его дочь, 40-летняя писательница Гитана-Мария Баталова, с детства прикованная к инвалидной коляске из-за церебрального паралича). А о кино говорил много и охотно.

– Каким стало нынешнее кино, Алексей Владимирович?

–  Привычку ходить в кино еще совсем недавно мы воспринимали как нечто само собой разумеющееся. Не было в советское время, особенно в послевоенные годы, никакого другого занятия, более приятного и доступного, чем просмотр нового фильма. И сколько же впечатлений оставили эти картины, сколько же судеб в конечном итоге они сформировали, сколько породили надежд и мечтаний, столь необходимых особенно в «нежном возрасте»!

Тем неожиданнее и катастрофичнее воспринималось то, что произошло с нашим кино в начале 90-х, когда в кинотеатрах, как казалось, навечно обосновались автомобильные салоны и игровые автоматы, а российское кино лишилось практически всякого выхода к зрителю.

– Но теперь ситуация стала более оптимистичной?

–  Сегодня, к счастью, все вернулось на круги своя. И разговоры о смерти кинематографа, как и оккупация кинотеатров чужеродными предметами, ушли, как я надеюсь, в прошлое навсегда. В стране энергично строятся не просто современные кинозалы, а мультиплексы, предлагающие зрителю все большее репертуарное разнообразие. И, тем не менее, горечь не покидает меня, когда я думаю о целом поколении мальчишек и девчонок, выросших на видеомагнитофонах, вне коллективного сопереживания экранным героям, которые, впрочем, в новые времена, увы, также оказались далеки от идеалов юношеской романтики и полноценного детства.

Да, кинотеатры сегодня снова широко распахнули свои двери перед зрителями, но, будем откровенны, не каждая семья, особенно имеющая детей, может позволить себе поход в кино хотя бы один раз в месяц.

Завтра они вырастут и снова придут в кино, только уже будут другими зрителями — умными, интеллигентными и обязательно любящими отечественный кинематограф. Во всяком случае, в это хотелось бы верить.

– Как вам удалось сыграть в кино исключительно положительные роли?

–  Вы хотите сказать, что я никогда не играл подонков? А герой «Дамы с собачкой» Дмитрий Дмитриевич Гуров? Человек провожает в школу дочку и, не проверив, есть ли у девочки обед, отправляется в гостиницу и кувыркается в постели с бабой. Потом он приходит домой, к жене, на деньги которой живет, и рассказывает, как устал на службе. Режиссера Иосифа Хейфица ведь многие осуждали за то, что он дал мне роль Гурова.

– Традиционный вопрос: над чем сейчас работаете?

— На московских телеканалах и радиостанциях я иногда рассказываю и читаю что-то про Москву. Но появляюсь на ТВ и радио все реже. Трудно уже что-то глобальное сделать, а размениваться на пустяки не хочется.

Сергей Сардыко

Москва, специально для “Колеса”

Written by Mari

Колонка редактора

Незаконный курортный сбор