in

“Жизнь и люди Крыма в 1899 году отъ Леонида Ефанова”

Материалы для рубрики собраны ее автором доцентом кафедры политических наук Таврического национального университета Леонидом Александровичем Ефановым из крымских газет “Салгир”, “Крым”, “Крымский курьер”, выпускаемых на рубеже XIX – XX веков.

СЕСТРА-ЗЛОДЕЙКА

Вряд ли подозревал феодосийский мещанин Василий Янисенко, к чему, в конечном итоге, приведет его женитьба на ялтинской мещанке Марии Соколовой.

Несколько лет супруги жили в любви и согласии, но вскоре Василий заметил, что в письмах, которые его жена получает от проживающей в Ялте сестры Елены, передаются приветы от какого-то «Казбека». Заподозрив супружескую измену, Василий с горя стал пить и избивать свою жену. А она все чаще уезжала в Ялту, причем, задерживалась там надолго. Наконец, Мария прислала мужу письмо, в котором написала, что к нему уже не вернется, и просила вернуть ей подвенечное платье.

Решив разобраться с виновницей семейного разлада — сестрой Еленой, Василий купил револьвер, поехал в Ялту, нашел нужный дом и — со словами «вот тебе за все!» — выстрелил в женщину два раза. Бросив револьвер, он выбежал из двора на улицу, но почти сразу был задержан услышавшим выстрелы приставом М. Гвоздевичем. 

При рассмотрении дела в городском суде Василий искренно и честно рассказал свою печальную историю, которая разжалобила присяжных заседателей. Учитывая, что женщина осталась жива (одна пуля слегка задела бок, а другая пролетела мимо), присяжные вынесли оправдательный вердикт.

КАРБОЛОВЫЙ ДИПЛОМ

Страстное желание получить диплом портнихи едва не стало смертельным для 17-летней жительницы Севастополя Олимпиады Масловой. После того как мать отказалась дать ей 10 рублей, необходимых для уплаты за диплом в ремесленную управу, расстроенная Олимпиада схватила стоявший на полке пузырек и выпила находившуюся в нем карболовую кислоту. Лишь благодаря скорой помощи, которую оказали девушке врачи местной больницы, жизнь ее была спасена.

КОНОКРАДНАЯ МАФИЯ?..

18-го ноября на заседании Феодосийского уездного земского собрания весьма бурно обсуждался вопрос о принятии решительных мер по борьбе с конокрадами. Большой резонанс вызвало резкое выступление г-на А.В.Новиковского, который высказал сомнение в пригодности любых предлагаемых ныне мер «до тех пор, пока сельская полиция будет находиться в том положении, как теперь, когда она в большинстве случаев находится в руках конокрадов, подкупающих и запугивающих ее».

 

ЗАДУШИЛ ГУСЕЙ

18-го ноября в деревне Курман-Кемельчи Джанкойского уезда острый глаз полицейского пристава заметил человека с мешком, который пытался скрыться в переулке. Задержав его, пристав обнаружил в мешке трех задушенных гусей и одну утку. Человек назвался грузчиком местной железнодорожной станции Степаненко и объяснил, что гусей украл по причине тяжелого материального положения.

УДАР НОЖОМ

18-го ноября в Севастополе состоялся суд над крестьянином Григорием Пухтиным, служившим половым в трактире г-жи Крюковой.

В один из вечеров, будучи в пьяном состоянии, он без особой причины стал бить работавшего в этом же трактире мальчика. Услышав детские крики, в дело вмешался буфетчик Дмитрий Возоев. Сначала он попытался успокоить разбушевавшегося Пухтина, а затем просто вытолкал его за дверь. Порядок в трактирном заведении был восстановлен, но, как оказалось, не надолго.

Спустя час пылавший жаждой мести половой вернулся, незаметно прошел на кухню, где взял большой нож, которым повара разделывали мясо. А дальше события приобрели кровавый исход — подойдя к Возоеву, Пухтин неожиданно ударил ничего не подозревавшего буфетчика ножом в живот, прорезав брюшную полость и поранив селезенку.

Во время судебного заседания Пухтин отрицал все обвинения, ссылаясь на свое пьяное состояние. Учитывая, что рана Возоева оказалась не смертельной, суд приговорил бывшего полового к 1 году и 3 месяцам арестантских рот.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ КАРТЫ

Почти одновременно все крымские газеты сообщили о замечательном подарке любителям карточных игр, который готовит Императорская карточная фабрика. Планируется, что в начале 1900 года в продажу будут выпущены новые сорта игральных карт, отличающиеся изяществом исполнения и красивым рисунком.

В основу рисованных композиций автор — художник Н. Каразин — положил изображения 4 основных национальностей, входящих в состав Российской империи. Так, поляки изображены в бубновой масти, киргизы (башкирцы) — в пиковой, великороссы — это «черви», а малороссы — «трефы».

К примеру, «малороссийский» трефовый король представляет собой старика с огромными седыми усами, в нахлобученной на лоб громадной овчинной шапке и держащего в руке булаву. Старик одет в расшитую национальную рубашку и овчинную шубу, накинутую на плечи. Дама и валет этой масти также одеты в национальные малороссийские костюмы.

Стоимость новых карт будет достаточно высока — 3 рубля за две колоды.

ПОДГНИВШИЕ БОЧКИ

20-го ноября санитарный врач Симферополя г-н Грудинский осмотрел бочки всех городских водовозов. К сожалению, 15 бочек содержались в недостаточной чистоте, так как внутри оказались покрыты слоем сгнившего дерева. Врач сделал предписание водовозам в ближайшее время заново остругать отмеченные бочки.

СОЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ

21-го ноября в городском клубе Симферополя дал единственный концерт известный тенор Н.Шахламиан. Следует отметить, что, обладая звучным и могучим голосом, г-н Шахламиан без особого напряжения справлялся со всеми трудностями новейших композиций. Концерт прошел с большим успехом и доставил слушателям замечательное удовольствие.

КРАЖА

21-го ноября в феодосийском магазине, владельцем которого является г-н Тохтамышев, была совершена дерзкая кража. Воспользовавшись отсутствием сторожа, злоумышленники подобрали ключи к дверям, проникли в магазин и похитили разных товаров на общую сумму в 200 рублей.

РЕВОЛЬВЕР ПРОТИВ ТОПОРА

23-го ноября работавший на карамельной фабрике Абрикосова в Симферополе (ныне — завод им. Кирова) крестьянин Федор Луговой возвратился после смены домой на квартиру, которую снимал у мещанина Василия Якушева. Обнаружив, что входная дверь заперта, а самого хозяина нет дома, Федор, не долго думая, сломал дверной замок и прошел к себе в комнату. Вскоре из города вернулся Якушев, бывший в сильном опьянении. Увидев сломанный замок, он пришел в ярость, схватил стоявший в коридорчике топор и стал ломиться в комнату квартиранта, требуя возместить нанесенный ущерб. Опасаясь за свою жизнь, Луговой достал револьвер и, когда выбитая топором дверь распахнулась, выстрелил два раза. Стрелком крестьянин оказался метким — Якушев был сражен наповал.

Written by Mari

“Жизнь и люди Крыма в 1899 году отъ Леонида Ефанова”

Для кого Доктор Айболит действительно добрый, или почем БАДы для народа