in

Прогулка по Приморскому бульвару

Пробравшись сквозь щели в металлических заборах и кучи строительного мусора со стороны набережной Корнилова, мы смогли воочию убедиться в грандиозности замыслов современных Бертье-Делагардов.

Что бы там ни говорили вредные оппозиционеры, а общее впечатление обновленный бульвар оставляет благоприятное. Особенно понравился фонтан перед Дворцом пионеров, архитектурная простота которого компенсируется пульсирующими струями и непритязательной, но разноцветной подсветкой. Не «поющие фонтаны» Лас-Вегаса, конечно, но очень симпатично и освежающе. Большое удовольствие доставил процесс фотографирования радиальных струй, напоминающих причудливых водяных змей.

Симпатичны аллеи с целыми (пока) скамеечками и коваными решетчатыми стенками с непонятными навесами. От дождя, вроде, не спрячешься…

,

Борьбу за обновление Приморского бульвара начал незабвенный генерал-губернатор с распространенной русской фамилией, запомнившийся горожанам очаровательной улыбкой, Бигбордами и золотой доской в честь себя любимого на здании СГГА. Знамя благих начинаний подхватил новый президентский наместник, опешивший от открывшихся финансовых перспектив. Но поскольку аллея городов-героев была уже построена, а открытие третьего вечного огня на мысе Хрустальном вряд ли гарантировало вхождение в пантеон славы и общественного признания, специалист по инновационным технологиям не стал размениваться по мелочам и решил облагодетельствовать горожан новым Приморским бульваром стоимостью 56,7 миллионов гривен.

То, что 17,7 миллионов на эти цели после недолгих препинаний и продуктивных переговоров пришлось выложить городскому Совету, немного смазало общую картину, но не снизило темпов. Уже к 1 июня 2007 г. шустрые подрядчики освоили 9 млн. 300 тыс. гривен, а 16 июня сдали в эксплуатацию 1 и 2 очереди реконструкции бульвара.

,

Севастопольцы по природе своей консервативны. Любые нововведения воспринимаются нами в штыки и оцениваются с позиции собственных представлений о внешнем виде любимого города. Взгляды эти формируются под воздействием как объективных факторов (архитектура, история, неповторимость, патриотизм), так и под влиянием неких субъективных принципов, сформировавшихся в каждом из нас еще с детских времен.

«Ленинградское» мороженое, купленное на Приморском бульваре; фотографирование в самолетике возле центральной елки; «Детский мир» и карусели на Историческом бульваре – все это скорее из области иррационального. Тем не менее, подобные воспоминания формируют у каждого из нас собственный, неповторимый и «самый правильный» облик любимого города.

,

Конечно же, мы прекрасно понимаем, что все это – не более чем привычка, грусть по ушедшему времени, и рано или поздно нам придется смириться с тем, что все вокруг меняется. Но в глубине души плотно укоренилась вера в то, что раньше Севастополь был во сто раз краше, гораздо чище и уютнее…

Поэтому любые попытки пришлых градоначальников вторгнуться в созданный нашим воображением «идеальный мир», внести что-то новое, воспринимаются многими из нас как агрессия. Исключением не стала и эпопея с реконструкцией «Примбуля», который в представлениях коренных горожан является воплощением севастопольского духа и визитной карточкой города-героя.

,

Зеленых насаждений стало меньше, зато появились два непонятных сооружения, именуемых фонтанами. При нас, во всяком случае, эти причудливые нагромождения камней признаков жизни не подавали и напоминали мутноводные болотца в заброшенном графском парке.

Новые фонари удивили Питерским пафосом и утонченностью. Красиво, но непривычно. Старые все-таки были проще и роднее, провинциальнее. Возможно, во мне снова заговорила тоска по прошлому. Кстати, на днях в редакцию позвонили несколько человек, утверждающих, что наши старые фонари перекочевали на Ялтинскую набережную, о чем с гордостью рассказывают туристам тамошние экскурсоводы. Может, кто-нибудь из читателей будет в Ялте и поможет подтвердить или опровергнуть эти слухи? Будем благодарны.

,

В целом, повторюсь, впечатления от посещения этой части бульвара остались благоприятные. Думаю, что гости города останутся довольны. А севастопольцы – привыкнут понемногу.

Но мы изменим своему стилю, если не припасем для властей маленькую ложку дегтя. И первое, что бросается в глаза, так это качество укладки тротуарной плитки. Не исключено, что через несколько лет Приморский бульвар пополнится десятками новых маленьких фонтанчиков. Коренные севастопольцы, имеющие счастье прогуливаться в сквере 300-летия ЧФ после дождя, меня поймут.

И в заключение, очень хотелось бы узнать у специалистов, что такое разноцветная тротуарная плитка? Правда ли, что нанесение тонкого слоя краски на верхнюю часть обычного серого бруска делает плитку цветной? А то никак не могу избавиться от  чувства, что нас снова обманывают…

Максим ГЕРАСИМОВ

,

Колесо истории:

«В лунные вечера бульвар положительно очарователен»

,

Приморский бульвар был разбит на месте Николаевской береговой батареи, взорванной французами в 1856 году. Этот участок до 1885 г. представлял собой труднопроходимые развалины и назывался одно время «городской клоакой»: не только невообразимая грязь, но и многочисленные притоны в развалках делали прогулки в этих местах довольно опасными. В апреле 1883 года городская дума обратилась с ходатайством о передаче участка для устройства на нем бульвара. 3 мая 1884 года последовало Высочайшее повеление, согласно которому участок №14 остается во временном пользовании города для содержания на нем бульвара, но с сохранением за Военным ведомством права взять его обратно в случае надобности для военных целей.

Создание Приморского бульвара связано с именами Д.М.Ротгольца, Э.И.Тотлебена, Ф.Н.Еранцева и А.Л. Бертье-Делагарда. Открытие бульвара состоялось 1 сентября 1885 г. Кстати, планировка бульвара сохранилась полностью, если не учитывать естественную убыль-прибыль насаждений.

Устройство бульвара обошлось городу около 45 тысяч рублей. Были разобраны развалины батареи, во многих местах была взорвана известковая скала, в которой выбиты ямы для деревьев, разбиты цветники, посажены деревья, в том числе лавр, маслина, каштан, банан, туи и кипарисы. Бульвар украшали террасированные прогулочные площадки с видом на море.

,

Приморский бульвар был перегорожен на две части – платную и бесплатную. В платную часть вход был с Нахимовского проспекта, там располагались биологическая станция с аквариумом, открытая в 1898 году, летнее помещение городского собрания, яхт-клуб. Плата составляла 10-15 копеек. У входа в эту часть бульвара надпись на ограждении гласила: «Нижним чинам и собакам вход воспрещен». За изгородью бульвар выходил к летнему театру и Графской пристани, вход был бесплатным.

С 1893 года после приглашения на бульвар струнного оркестра во время сезона с мая по октябрь с 18 до 23 часов ежедневно играла музыка.

В 1900 г. Приморский бульвар трудами городского садовника Слапьюма расцвел как никогда. На бульваре всюду стояли скамейки, а у самого моря можно было сидеть на стульях за отдельную плату – 5 копеек.

Для более исправного содержания и чистоты Приморского бульвара городская управа издала обязательное постановление о запрещении какой бы то ни было торговли на бульваре «вразноску, как фруктами, так и другими предметами». Тем не менее, в разделе «хроника» газеты «Крымский вестник» отмечалось: «Потребители винограда очень любят заниматься этим делом на бульваре. Против этого нельзя было бы возразить, если бы любители винограда не заплевали бы бульвар без зазрения совести».

За освещением Приморского бульвара следили как городская управа, так и правление Севастопольского трамвая. В начале 1890-х г.г. авторы путеводителей по Севастополю отмечали, что, освещение бульвара керосином слабое, но: «зато в лунные вечера бульвар положительно очарователен».

В конце 1890-х г.г. Приморский бульвар освещался всего 4 электрическими фонарями. Но для города было невыгодно освещение бульвара электричеством и в 1907 г. Севастопольская гордума постановила отказаться от электрического освещения центра города в связи с повышением тарифа на электроэнергию и предложила управе перейти на керосиновое освещение. 27 января 1907 г. впервые бульвар освещался керосиновыми лампами.

К 1905 году Приморский бульвар украсили дорожки, спуски, лестницы, подпорные стенки, выложенные из бутовых камней, с использованием приемов ландшафтной архитектуры.

В послевоенные годы бульвар вырос вдоль пр. Нахимова до театра имени А.В.Луначарского, построенного в 1957 году. Проект реконструкции бульвара выполнили в 1949 году архитекторы П.В.Кумпан, Г.Г.Швабауэр, И.А Сабурова. Ими спроектированы литая металлическая ограда и два входа на бульвар.

Written by Mari

О великом, о душе, о музыке

Хоккейный турнир «Русская весна» подводит организационные итоги