in

Куда поплывет Черноморский флот

Из всех оперативно-стратегических объединений Вооруженных сил СССР Черноморский флот в результате развала Союза оказался (наряду, пожалуй, с Закавказским военным округом и Каспийской флотилией) в самом неопределенном юридическом положении. Все военные округа “разобрали” новые государства в зависимости от того, на чьей территории что находилось. Северный, Тихоокеанский и Балтийский флоты целиком достались России. А вот Черноморский, оказавшийся почти целиком на территории Украины, Россия этой стране отдать не захотела. Возник юридический спор, сильно сказавшийся на судьбах людей и кораблей.

Дележка флота, корабли которого продолжали нести флаг несуществующего СССР, длилась 5 лет и закончилась победой России. Соглашение о разделе флота было подписано в 1997 г., и корабли разошлись, наконец, под Андреевский и жовто-блакитный флаги. Но “разделом” случившееся 10 лет назад событие назвать очень сложно.

Россия забрала себе все корабли и катера, которые к этому моменту имели хоть какую-то боевую ценность. Украина почти все свои “приобретения” вынуждена была почти сразу отправить на слом. Как был в ее флоте единственной боеспособной единицей сторожевик “Гетман Сагайдачный”, приватизированный на верфи в 1991 г., так и остался.

Кроме почти всего флота Россия получила в аренду на 20 лет большую часть Севастопольской военно-морской базы. За аренду Украина стала получать около 100 млн долларов в год, в основном газом. После этого шум по поводу флота надолго утих и возобновился в 2005 г., когда Украина заявила, что после 2017 г. продлевать аренду Севастополя не собирается. Создается впечатление, что возникла очередная серьезная проблема в отношениях “братских славянских народов”. Проблема эта совершенно надуманная, причем независимо от того, станет Украина членом НАТО или нет (это большая отдельная тема).

Дело в том, что с момента распада Союза Черноморский флот получил всего одну новую боевую единицу – малый ракетный корабль на воздушной подушке “Самум”. Кроме того, на Черное море пришли несколько построенных в 90-е годы пограничных сторожевых кораблей проекта 10410, однако они относятся не к ВМФ, а к погранвойскам. Их задача – охрана российского побережья, поэтому они изначально базируются на наши порты (Новороссийск и Сочи). Если на флот не поступают новые корабли, он естественным образом прекращает свое существование.

Сегодня в России строится две серии новых боевых кораблей, которые теоретически могли бы пополнить Черноморский флот. Это дизельные подлодки (проект 677, головная — “Санкт-Петербург”, заложенная в 1997 г., сейчас проходит испытания, еще две строятся) и сторожевые корабли — корветы (проект 20380, головной — “Стерегущий”, заложенный в 2001 г., сейчас также проходит испытания, еще три находятся на верфях). Эти семь единиц, из которых в строй не вошла пока ни одна, рассчитаны на весь ВМФ РФ. По имеющимся сведениям, они уже расписаны между Северным, Тихоокеанским и Балтийским флотами, черноморцы же не получат ничего. Учитывая очень низкий темп строительства новых кораблей, даже если будут закладываться следующие корпуса, в самом лучшем случае Черноморский флот до 2017 г. может получить одну подводную лодку и один-два сторожевика.

К этому времени все крупные корабли Черноморского флота уже, очевидно, будут списаны. Шанс остаться в строю есть только у крейсера “Москва”, но и ему будет аж 34 года. 27 лет исполнится единственной черноморской подлодке “Алроса“. В строю останется два-три десятка наиболее новых (точнее, наименее старых) сторожевых, малых противолодочных и малых ракетных кораблей, ракетных и артиллерийских катеров, а также тральщиков, хотя и им всем будет уже под 30 (для корабля это весьма солидный возраст). Эти силы будут необходимы и достаточны для того, чтобы обеспечить оборону довольно короткого российского побережья, поэтому базироваться им придется в Новороссийске. Часть легких сил Черноморского флота находится там с 90-х годов. Севастополь как военно-морская база станет просто избыточен, там нечего будет держать. И изменить эту ситуацию сейчас уже невозможно в принципе. В итоге проблема аренды этой базы Россией перейдет в плоскость исключительно политическую, военная составляющая будет утрачена.

Возражения — что Новороссийск неудобен для базирования флота в зимнее время из-за сильных ветров и что Черноморский флот когда-нибудь может возродиться и Новороссийск станет ему тесен — в расчет принимать никто не будет, поскольку и то, и другое — наши проблемы. Значит, Новороссийск должен стать полноценной военно-морской базой, это вопрос денег и ничего более.

Кроме того, мы не можем и не должны зависеть от прихотей Украины. Не надо питать иллюзий: она никогда не будет нашим союзником. Она может быть хорошим соседом. Но флот нам лучше держать на своей территории. Это неизбежное развитие событий, и готовиться к нему надо сегодня, через 10 лет после подписания соглашения о разделе флота и аренде Севастополя, за 10 лет до прекращения действия срока аренды. И 100 миллионов долларов в год гораздо лучше вкладывать в развитие своих Вооруженных сил, а не в украинскую экономику.

Александр Храмчихин, зав. аналитическим отделом Института политического и военного анализа, «Известия»

Written by Mari

Огромный тост с медом стал угощением для всех пришедших в «Лукоморье» в День Святого Валентина

Севастополь будет бороться с терроризмом на 400 тыс. гривен