in

Русское поле под монументом Ея Величества

День народного единства, возрождённый в суверенной России, отметили 4 ноября и пророссийские общественные организации Севастополя и Крыма – несколькими манифестациями. А вот было ли на самом деле продемонстрировано массовое народное единство?..

НЕ ЧИСЛОМ, НО ПАФОСОМ

Отправной точкой стал сквер напротив Дома офицеров флота. В золотистом антураже осенней листвы и в отблесках лучей по-летнему щедрого солнца памятник Екатерине II  выглядел особо торжественно. Может, ещё и потому, что накануне монумент с особой тщательностью был очищен от следов «жовто-блакитного» вандализма.

К 11 часам в сквере появились активисты «Русского блока» и «Русской общины Севастополя» с андреевскими и российскими флагами. Распростёрли огромный триколор, развернули плакаты: «Россия – наша Родина!», «Слава России!», «Объединяйся, земля русская!». 

Объектом внимания телевизионщиков сразу же стала очаровательная малышка Василиса с трёхцветной ленточкой и российским флажком.

,

В стороне дислоцировались милицейские подразделения. Стражей порядка оказался явный перебор: почти по одному на каждого манифестанта. Непонятно, зачем,  если в рядах манифестантов преобладали представители старшего – наиболее законопослушного – поколения.

Особенно запомнилась живописная группа стражей порядка, старательно внимающих приказу вышестоящего руководителя из кабины служебного автомобиля.

А демонстранты во время шествия выглядели, словно арестанты под конвоем.

Немногочисленность рядов компенсировалась пафосом, задаваемым председателем «Русской общины Севастополя» Татьяной Ермаковой. Дама дефилировала так, словно за её спиной шла не куцая колонна, а чеканила шаг несметная рать. Радушно приветствовала в мегафон сограждан, стоявших на остановке общественного транспорта. Не оставляла без внимания и милицейский эскорт, с нескрываемой иронией вопрошая: «Ну, как, красиво идём?».

Когда колонна свернула к зданию госадминистрации, стражи порядка сразу перекрыли подход к парадному подъезду. Но демонстранты не собирались штурмовать увенчанную тризубом цитадель, а лишь поприветствовали «отцов города» возгласами «Позор!», – и прошли вдоль Аллеи городов-героев к мемориалу защитникам Севастополя, где провели блиц-митинг, а затем – более продолжительный – на площади Нахимова.

,

ПО ЗОВУ…  ПОЗЫВУ…

ПО ВЫЗОВУ?

А после полудня у монумента основательнице Севастополя реяли красные полотнища  делегации «Конгресса русских общин Крыма» во главе с Сергеем Шувайниковым.

Я подошла к памятнику, когда один из симферопольских гостей с небольшим плакатом в руке «Русский? Становись рядом!» с пафосом обличал севастопольскую прессу за непочтение к императрице в частности и антироссийскую направленность в целом. В числе антироссийских СМИ был назван… «Флаг Родины».

Позже, отозвав оратора в сторонку, я уточнила:

– Видимо, вы имели в виду «Флот Украины»?

– Да-да, конечно, – покаянно ответил он. – Уж извините, оговорился…

Ещё курьёзнее был эпизод, когда несколько решительно настроенных севастопольских дам почтенного возраста буквально атаковали Сергея Шувайникова категорическим требованием забрать в Симферополь… мэра Куницына.

На что последовал не менее безапелляционный ответ:

– Мне-то ваш Куницын зачем нужен?

Вот это да! Предполагал ли мэр разделить участь героини известного романса: «Ты помнишь, изменщик коварный, как я доверялась тебе…».

Да, пикантность ситуации заключалась в том, что именно С. Шувайников со товарищи 25 марта, когда стартовало противостояние «Куницын – Саратов», примчался в Севастополь из столицы Крымской автономии с оперативностью пожарной команды. И с утра пораньше выстроил у парадного подъезда СГГА пикет с красными полотнищами и плакатами. Причём в спешке даже не задумался о том, что дежурные лозунги на все случаи жизни типа «Нет доверия крымским и украинским панам» явно противоречили конкретным свежеиспечённым призывам «Куницын делает для Севастополя, а депутаты болтают», «Руки прочь от Куницына!».

Ну что, много желающих найдётся встать под знамёна сих патриотов Отечества?

Не скрою: хотелось поведать о вышеизложенных метаморфозах севастопольским дамам. Но, судя по их воинственному настрою, представила гипотетические последствия для крымских гостей, – и стало страшно, аж жуть…

В конце концов, воздавать всем по деяниям – дело Господне, а не человеческое. Значит, Бог им и судья…

,

ТЕРНИСТОЙ СТЕЗЁЙ

И – надо же случиться такому совпадению – именно в эти минуты вдруг зазвучала песня:

Ведут нас ко Христу

дороги узкие,

Мы знаем смерть,

гонения и плен.

Мы – русские,

мы – русские,

мы – русские,

Мы всё равно

поднимемся с колен…

Под эту песню, звучавшую с магнитофона, в сквере появились активисты «Союза русского народа». Если бы не магнитофон и плакат «Севастополь – это Россия. Россия – для русских. Севастополь – для русских», эта небольшая группа выглядела словно материализовавшейся из начала прошлого столетия. Не только по облику и атрибутам: мужчины в казачьих мундирах несли чёрно-жёлто-белые хоругви с изображением Георгия Победоносца, поражавшего змея; женщины в скромных платьях и платочках держали в руках Казанскую икону Божией Матери и портрет царя-страстотерпца Николая II в парадном мундире. Но, главное, по чинно-благородной манере поведения, невольно внушающей уважение к былым традициям.

Тактично обогнув шумных крымчан, «союзники» остановилась чуть поодаль памятника императрице. Не митинговали, никого ни к чему не призывали, а самим фактом появления напоминали о страницах истории нашего Отечества. И столь же скромно и незаметно ушли – словно в то давнее прошлое…

,

КОРДОН

ДЛЯ ОРАНЖЕВОЙ МАСКИ

Младое племя севастопольских россиян в количестве нескольких десятков человек вышло к четырем часам вечера на свою авансцену – к памятнику комсомольцам в одноимённом сквере.

Неподалёку стояли активисты «Российской общины Севастополя» во главе с её председателем Раисой Телятниковой. На вопрос, почему старейшее общественное объединение (зарегистрированное в 1993 году) не приняло участия в шествии, Р._Телятникова, тяжело вздохнув, ответила:

– А вы видели это шествие?

И пояснила, что в день Казанской иконы Божией Матери уместнее молиться Богу за Россию. Община действовала по своему плану. Вместе с Черноморским флотом возложили венки к мемориалу защитникам Севастополя, затем – цветы к подножию памятника императрице – «основательнице нашего красивого города и флота, до сих пор стоящего на страже южных рубежей России и являющегося гарантом стабильности в нашем регионе». А теперь пришли поддержать молодёжь.

По поводу разобщённости пророссийских организаций лидер РОС сказала:

– Единство? А его сейчас нигде нет. Главное, чтобы каждая партия делала своё дело. И чтобы цель была одна – искренняя, а не просто отработка гривен или иудиных сребреников…

,

Комсомольский сквер собрал и сногсшибательное количество стражей порядка – оградить от молодых россиян представителей оппозиции, которых я не сразу и заметила за тремя или, кажется, даже четырьмя кордонами оцепления.

Лишь пройдя в эпицентр, увидела нескольких хлопцев, державших оранжевый и два жовто-блакитных прапора. Один из молодых людей использовал державный прапор в качестве мантии.

Еще оригинальнее выглядел юноша, обернутый красно-чёрным полотнищем, с повязкой на лице, издали напоминавшей нечто вроде намордника или маски – оранжевого цвета.

Неужели рот бедолаге завязали его кураторы? Чтобы не сболтнул лишнего – например, о ближайших планах вечных студентов известного братства?

Только – кому? Российская молодёжь даже не приближалась к милицейскому кордону. И дружной колонной с песнями прошла по улице Ленина, уже в сумерках запечатлев почтение императрице.

,

ПОЛЕ, РУССКОЕ ПОЛЕ…

Может, я субъективна… Но почему меня, человека российской ориентации, во всяком случае, убеждённого в несостоятельности украинской самостийности, на протяжении всего праздничного дня не покидали тревога и уныние? Разумеется, не потому, что большинство пророссийски настроенных земляков проигнорировало очередные игры штатных патриотов.

А потому, что севастопольцы – хранители традиций города российской славы – практически оказались один на один с незалежной государственной машиной. Но если два предыдущих президента худо-бедно выдерживали курс в фарватере жизненно необходимого сотрудничества с Россией, то нынешний кормчий, вброшенный на мостик девятым валом оранжевой волны, по команде закордонных штурманов активно разворачивает корабль от «северного соседа», внедряя в жизнь самые агрессивные и реакционные формы национализма.

Колесо истории словно повернулось на полтора с лишним столетия назад, вновь поставив Севастополь перед нешуточной осадой, когда каждый вердикт официального Киева прямой наводкой бьет по историческому статусу города-героя, навязывая в качестве эпохальных чуждые нам события, а в ранг национальных героев – клятвопреступников и предателей, заклеймённых историей…

Взять хотя бы частный случай с памятником императрице Екатерине II.

Угадайте с трёх раз, какому райотделу УМВД после акта вандализма по горячим следам было приказано удесятерить бдительность. Правильно – Гагаринскому…

В отделе связей с общественностью УМВД Украины в Севастополе, куда я позвонила 4 ноября, поинтересовавшись ходом расследования инцидента с памятником императрице, мне обтекаемо сообщили, что милиция охраны общественного порядка Ленинского района «проводит мероприятия, направленные на задержание правонарушителей». Коих, скорее всего, в городе уже и след простыл…

Впрочем, как выяснилось, в случае поимки злоумышленники отделаются лёгким испугом, ибо их деяние тянет лишь на административное правонарушение, влекущее за собой штраф или исправительные работы.

Смехотворное наказание обусловлено тем, что памятник императрице де-юре числится всего лишь элементом благоустройства. А соответственно, и спрос примерно такой же, как за сломанную скамейку (простите великодушно, Ваше Величество, но таково наше парадоксальное бытиё). Не то, что за приснопамятную табличку в честь «90-летия украинского флота», статус которой неизмеримо выше – по незалежной логике…

Выстоять в многолетней «третьей обороне» – значит, сохранить историческое лицо города, преемственность поколений и традиций. Есть много действенных мирных способов заявить о собственном достоинстве. Но – не на общественных началах. А во властных структурах всех уровней, где должны наличествовать выразители многомиллионного гласа русскоязычного населения Юга и Востока Украины. Особенно ныне, когда жесточайшая борьба за власть в державе вышла на новый виток.

Горькая истина в том,  что не было и нет на политическом поле Украины ни сильных пророссийских партий, ни ярких лидеров. Зато на общественном «русском поле» лидеров хоть отбавляй. Как, пардон, бродячих котов и кошек, которые, наверное, не перестанут резвиться на парадах самолюбий и в поединках собственных амбиций, даже если их «русское поле» станет минным, а под окнами будут рваться снаряды… 

Значит, это кому-то нужно?

Ольга Сигачева. Фото автора

Written by Mari

Последние дни «профессорской» России

Вылов рыбы и добыча прочих водных живых ресурсов