№22 (103)
июнь
   2008
   г.

По названию В тексте
 
СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА                                 

 

О газете
Архив
Новости
PDF архив
Реклама
Ссылки



Rambler's Top100

     Больше, чем поэт

В эти дни киевские и региональные средства массовой информации наперегонки пишут о Евгении Евтушенко. 18 июля выдающемуся поэту современности с мировым именем исполняется 75 лет. Свой юбилей Евгений Александрович решил ознаменовать туром творческих концертов по 40 крупным городам. В их список внесены шесть украинских городов, в том числе и Севастополь.

 

Далеко не каждому поэту уровня Евгения Евтушенко отмеряна столь длинная жизненная дорога. Любители поэзии со стажем без труда могут вспомнить травлю по поводу публикации в свое время в Париже его автобиографии. А какая вакханалия разгорелась вокруг имени поэта после выхода в свет «Бабьего яра». Не успевали улечься страсти по поводу этой поэмы, как разгорались нешуточные споры, например, вокруг стихотворения «Наследники», повести «Ягодные места».

 

Различные мысли овладевали Евгением Александровичем в кульминационные моменты бытия. Из-под пера, случалось, выходили стихи пессимистического содержания. Прочитав некоторые из них, Борис Пастернак как-то сказал своему молодому собрату: «Женечка, никогда не предрекай в поэтических строках свою раннюю гибель. Накличешь».

 

--И я тут же написал стихотворение противоположного содержания, - сказал Евгений Евтушенко на творческом концерте в Севастополе. – Никак благодаря своевременным предостережениям Бориса Леонидовича я сегодня стою перед вами.

 

Приезду Евгения Александровича в Севастополь предшествовали его творческие концерты в Киеве, Симферополе и в некоторых других украинских городах. В столице зал Академического театра имени Ивана Франко был заполнен до отказа. И в главном городе крымской автономии творческий концерт мэтра в просторном помещении Украинского музыкального театра «прошел на ура. С аншлагом» («Крымская газета»).

 

Зал центра культуры и искусства в Севастополе уютный, с прекрасной акустикой. Но куда скромнее по вместимости по сравнению с залами, в которых поэта принимали в Симферополе и в Киеве. Тем не менее, у нас зал остался незаполненным на четверть, если не на треть. Да, Севастополь – город с высоким интеллектуальным потенциалом его населения. Факт остается фактом: у нас при полном аншлаге проходят концерты классической музыки, при переполненных залах выступают звезды «попсы», а вот в случае с Евгением Александровичем… Достаточно было тысяче севастопольцев делегировать со своей среды хоть одного зрителя, и зал центра культуры и искусства ломился бы от зрителей. Но по одному зрителю от каждой тысячи населения города не нашлось. Этот факт не объяснить отсутствием рекламы. Как-никак афиши с именем Евгения Евтушенко пестрели везде в городе. И цены на билеты организаторы концерта предложили более-менее доступные, особенно на фоне раскрученных шоуменов.

 

Но несмотря на бросающиеся пустые кресла в рядах, мэтр выкладывался с полной отдачей. Гость сообщил залу, что в Севастополь приехал впервые, по крайней мере с публичным выступлением. В советский период истории поэту отказывали оформить обязательный в то время пропуск.

 

Евгений Александрович пристально вглядывался в зал в поисках пары глаз человека, настроившегося на поэтическую волну.

 

--Меня охватывают ощущения, что в зале находятся немало зрителей, которые впервые пришли послушать поэзию. Так ли это? – спросил поэт аудиторию.

 

Кто-то со средины зала искренне подтвердил догадку Евгения Евтушенко. Накануне в Симферополе он заявил: «Поэзию рождает ожиданье поэзии народом и страной». А перед севастопольцами он развил эту мысль:

 

--Жизнь трудна и сложна. Но нельзя допускать, чтобы под воздействием обстоятельств из сердец и душ уходила поэзия. Без поэзии нет человека, без поэзии невозможно счастье. Она должна быть в жизни.

 

Сюда стоит отнести высказанную гостем перед севастопольцами мысль о том, что телевидение в наши дни зомбирует зрителя, поэту думается, что не без умысла. С гордостью Евгений Александрович сообщил о состоявшейся недавно в Москве премьеры рок-оперы на его либретто. Первая ее постановка собрала 12 тысяч зрителей.

 

Запомнились сказанные Евгением Евтушенко слова: «В России поэтам с властью не разойтись». Подозреваю, что поэт согласился бы с Максимилианом Волошиным, который писал

 

Помни, что для тебя партии, клички, программы

 

То же, что списки больных для врача сумасшедшего дома…

. . . . . . . . . . . . . . .

Будь изгоем при всех царях и народоустройствах

 

Совесть народа – поэт. В государстве нет места поэту.

 

Однако значительную часть слушателей, мягко скажем, удивило начало творческого концерта. В Симферополе его предваряло оглашение поздравления лидера одной украинской политической силы в адрес Евгения Евтушенко с юбилеем и вручение корзинки с цветами. В Севастополе - та же папочка с текстом и, хочется верить, новая корзинка с розами.

 

Конечно, я что-то не понимаю. Но живу с убеждением, что не дело поэта, в особенности уровня Евгения Евтушенко, ставить на службу свое слово политика – «своим», «чужим» - всем. Ведь высказался же гость в Севастополе в том смысле, что для политиков люди не существуют, для них важны их голоса.

 

Было видно: хотелось Евгению Александровичу обойти политические проблемы. Все же, намекая на возникшие в отношениях Украины и России трудности, посоветовал все возможные обвинения начинать с себя, не тыкать друг на друга, кто чего сделал первым, а кто вторым, а открыть диалог с чистого листа.

 

Не в связи ли с политикой Евгений Александрович прочитал образное, остроумное двухстишие:

Сказал Буряк капусте:

 

Тебя в наш борщ не пустим.

 

Его автор одесская поэтесса… Жаль, ее фамилия пролетела мимо ушей. Поэтесса – очередное открытие мэтром «звездочки» на поэтическом небосклоне. Мы помним, как Евгений Александрович представил широчайшей читающей публике юную ялтинскую школьницу Нику Турбину. Пусть только судьба одесситки не повторит судьбу легендарной Ники.

 

Евгений Евтушенко – и поэт, и фотохудожник, и актер, и режиссер… Творческий концерт гостя был образцово поставлен, и великолепно сыгран. Чему способствовало подобранные юбиляром певица и пианистка. Стихи в исполнении трио сошли за стихи-спектакли. Евгений Александрович сам обратился к жанру вокала.

 

Столик на сцене прогибался под тяжестью толстенных фолиантов. В течение десятилетий Евгений Евтушенко занят составлением антологии русской поэзии за несколько столетий. Первый из четырех многостраничных томов закончился произведениями Александра Пушкина. А рядом крупноформатный толстенный томище «Весь Евтушенко».

 

--В нем, как вы понимаете, помещены не все мои стихи, - - заметил автор. – Я сам отсеял лишнее.

 

Думается, проживи Евгений Александрович еще полвека, он убрал бы еще не один десяток произведений, не выдержавших испытание временем. Творчество поэта публицистично. Захватывает прочитанное автором со сцены «Прощание с флагом» и подобные ему произведения. «Нет искусства для искусства, - утверждает Евгений Александрович, - как нет слов для слов». Все-таки, что будет с «Прощанием с флагом»? Не при нас, а потом. Но всегда останутся стихи: «Идут белые снеги…»

 

К сожалению многих, эти строки не прозвучали в зале.

 

А.КАЛЬКО

Статьи по теме

  • Тарас Бульба» в оранжевом переплёте
    №13 (94) апрель 2008 г.
  • Владимир Мельников: «Мы всегда пытаемся глянцево выглядеть…»
    №12 (93) март 2008 г.
  • Севастополь: история в событиях и лицах
    №12 (93) март 2008 г.
  • Севастополь виден и с "Девятого неба"
    №11 (92) март 2008 г.


    К списку статей номера №22 (103) июнь 2008 г.

    Обсуждение статьи

    Сообщений нет

    Имя
    Сообщение

     


  •  
     
    © Газета "Колесо", Севастополь, 2006. Веб-студия ABG & RIKS.