in

«Общество потребления» в тупике

События, протекающие в современном мире, складываются таким  образом, что судьбы государств нашей планеты и народов, их населяющих, в решающей степени определяются внешними факторами. Главным  и решающим из этих внешних факторов,  является набирающий  силу в настоящее время общемировой кризис развития.

Нынешний мировой кризис развития – это целый комплекс кризисов, охватывающих  все  стороны  жизни, как развитых, так и развивающихся стран. Поэтому преодоление  его  традиционными  средствами становится  невозможным, поскольку  он является кризисом исчерпавшей себя модели современной западной  цивилизации.  Основная  причина,  вызвавшая  данный кризис – это крах под тяжестью внутренних противоречий “общества потребления”, являющегося основой существования  западной  цивилизации, когда  высокий  уровень   жизни населения основан на искусственно завышенном уровне потребления, который  не соответствует имеющимся у этих государств  ресурсно-сырьевой и производственной базе.

Так, например в 80-е   годы  темпы роста потребления в странах Запада более чем в два  раза  превышали  их  производительность  труда.   Единственным объяснением  этого  парадокса  может быть только паразитическая  эксплуатация сырьевых и трудовых ресурсов развивающихся стран.    

Вполне понятно, что удержаться на этом пути долгое время невозможно, поскольку  паразитизм,  ставший  принципом существования,  неизбежно обрекает на гибель того кто ему следует. Поэтому тип  “общества потребления” – это не просто тупиковый вариант цивилизации – это угроза существования  человечества  вообще, поскольку  по данным современной науки, если бы все человечество вдруг получило бы уровень жизни развитых стран, то имеющихся на планете природных ресурсов хватило бы только на 50-70 лет.

Таким образом, объективное   содержание  современного  мирового кризиса развития состоит в происходящем  стихийно  общемировом процессе  приведения  в  норму  искусственно завышенного уровня  потребления в развитых странах мира.  В свою очередь кризис  в развитых  странах  неизбежно вызывает новые и усиливает старые кризисы во всем  остальном  мире.  Так, например,  “перестройка” в  СССР была  вызвана  стремлением Запада получить доступ к новым дешевым источникам сырья и квалифицированной рабочей  силы.  Но наибольший интерес представляет протекание этого кризиса в такой лидирующей стране Запада, как  Соединенные  Штаты  Америки,   являющиеся  классическим образцом паразитизма потребительского  общества.    

,

Что же представляют собой США в настоящее время?

 Америка – не государство,  а американцы  –  не  нация  в  полном смысле этого слова.  В настоящее время – это скорее большая территория, где проживают выходцы из различных стран мира.  В настоящее время Америка, составляющая только  5 %  населения  Земли, потребляет  40 % производимых  на  планете природных  ресурсов.  Каждый американец потребляет,  как 8  среднестатистических жителя Земли или 20 жителей из стран третьего мира.

Возникает вопрос, неужели можно поверить, что такой уровень потребления  обеспечивается  за  счет особого трудолюбия или высокой производительности труда? Заблуждение насчет высокой  производительности  труда  в  Америке и трудолюбия самих американцев, как ни странно, до сих пор еще  бытуют  в  массовом сознании  мирового  сообщества.  Но статистические данные дают совершенно другую картину.

На протяжении 80-х годов темпы потребления  в США более чем в два раза превышали рост производительности труда. То же самое и относительно американского  трудолюбия:  40 % населения США трудоспособного возраста нигде постоянно не работают,10 % работают неполный рабочий  день и 5 % можно отнести к категории воинствующих тунеядцев, презирающих любой труд и  постоянно  живущих  на  различные государственные пособия, 90 % непривлекательной работы выполняют нелегальные эмигранты или иностранцы.

Таким образом, основной источник повышенного потребления  населения США – это “нетрудовой национальный доход”, получаемый из четырех источников:

1) Создание системы фиктивного капитала за счет спекулятивного завышения  курса  доллара, используемого в качестве мировых денег, когда за зеленые бумажки американцы со всего мира приобретают вполне реальные материальные ценности.   

2) Постоянная жизнь в кредит, как населения, так и государства в  целом, в результате чего размеры  внутренней  частной  и  государственной  задолженности  составляли в 1993 году – 4 триллиона долларов и плюс 559 миллиардов долларов внешнего долга США.  

     

3) Кабальная задолженность развивающихся стран по отношению к США, достигшая к началу 90-х годов  1,3  триллиона  долларов, в  результате чего ежегодные выплаты процентов и самого долга намного превышают общую сумму новых займов за то же время. Сейчас долговые выплаты  составляют 25-30 % общей суммы экспорта развивающихся стран.       

  

 4) Искусственно заниженные цены на сырье и топливо,  получаемые США из развивающихся стран.  Это занижение  обеспечивается  с помощью таможенных  тарифных барьеров на экспорт из развивающихся стран  готовой  продукции и обработанного сырья.  В результате развивающиеся страны экспортируют в США главным  образом необработанное сырье, цены на которое постоянно падают.       

 

Понятно, что такое положение дел может сохраняться в состоянии неустойчивого равновесия, балансирующего на краю финансовой пропасти, до первого крупного биржевого краха.  Если  большинство держателей долларов,  осознав их реальную “ценность”, попытаются от них как можно быстрее избавиться, это вызовет цепную  реакцию финансового краха во всем мире, что уничтожит мировую финансовую систему, покоящуюся на долларе.      

 

Все вышеизложенное  и  привело к тому, что, начиная с 1990 года,  Америка вступила в полосу  затяжного  социально-экономического кризиса,  являющегося  своеобразным  прологом будущей  американской “перестройки”. Что же ждет Америку, когда  через 2–3 года эта перестройка будет в самом разгаре?  Несомненно, что ход событий будет зависеть не только от  состояния экономики, но  в  большей степени от социально-психологических особенностей населения США, их политического устройства  и культурных традиций. От этих факторов и будет зависеть степень разрушительности для Америки ее будущей “перестройки “. Более вероятным  ее  итогом  представляется  состояние “войны  всех против всех” и  разрушение  США  как  единого  государства, превращение его  территории  в конгломерат полуразрушенных  средних и малых государств.   

,

Все это произойдет в силу следующих обстоятельств:

1) В отличие от большинства стран мира,  основой  американского образа жизни является идеология крайнего индивидуализма, отчего “социальная  дисциплина”  американского  общества  очень  слаба. Достаточно  малейшего  нехарактерного  изменения окружающей обстановки, чтобы ранее законопослушные граждане превратились в бесчинствующие  толпы погромщиков. Особенно ярко эта черта американского народа проявилась в Нью-Йорке летом 1976  года, когда город  в  одну из ночей, на несколько часов лишившись электроэнергии, оказался охваченным погромами, грабежами и  беспорядками,  в  которых приняло участие до 500 000 человек, в результате чего  полиция до утра исчезла с улиц города. Материальный  ущерб составил тогда около 10 миллиардов долларов.  

   

2) Свободная продажа оружия,  продолжающаяся вот уже  более  200 лет  и  ставшая неотъемлемой чертой американского образа жизни, привела к тому, что на 250 миллионов жителей США приходится более  200 миллионов единиц огнестрельного оружия. Кроме стрелкового оружия, в частном владении имеется около 1000 танков и бронетранспортеров, около  300  реактивных  истребителей, штурмовиков, бомбардировщиков, ранее снятых с вооружения и  используемых в  качестве  скоростных  личных  самолетов, которые не составит большого труда вернуть в первоначальное состояние и  использовать по прямому назначению.   

       

Все эти факторы придадут американской перестройке особую разрушительность, приведут к большим материальным потерям и  человеческим  жертвам, ликвидировав США, как целостное государственное образование.                 

     

P.S. Этот материал был написан 2 мая 1993 года, за 10 лет до того как маститые московские  политологи только начали робко говорить о возможном распаде США.

Константин Колонтаев

Written by Mari

Выборы-2010: в гостях у сказки

Колонка редактора