in

Заговор против Крыма

Развитие туризма и рекреационной инфраструктуры в Крыму невыгодно. Нет, конечно, не стране в целом и не большинству наших граждан. Это невыгодно крупнейшим акулам отечественного бизнеса и их политическому лобби.

Отсутствие нормального сервиса, пристойных гостиниц и цивилизованных развлечений у нас традиционно списывают на дураков и дороги. И, наблюдая бардак, царящий в туристической отрасли полуострова, как-то в голову не приходит, что на самом деле именно такая ситуация может для кого-то быть источником немалых дивидендов.

По качеству сервис сильно отличается от стандартов мировых курортов (понятно, не в лучшую сторону), а вот цены уже сравнялись. К примеру, остановиться в одном из ялтинских отелей в так называемом «двухместном номере улучшенной планировки» вам будет стоить в среднем $100/сутки с человека. То есть, отдохнуть там недельку с супругой или ребенком вам обойдется без малого в $1,5 тыс. К слову, восьмидневная путевка на двоих в Аланью (Турция) с учетом питания, перелета туда и обратно, проживания в двух— трехзвездном отеле стоит $780-820.

Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понимать: вложения в гостиничные комплексы у морского побережья сравнительно быстро окупаемы (до десяти лет) и высокорентабельны. Естественно, в такой бизнес необходимы немалые капитальные вложения. К примеру, строительство крупного гостиничного комплекса на четыре-пять «звезд» в турецкой Анталии обойдется в $50 млн. Однако сразу же после сдачи в эксплуатацию, утверждают специалисты, такой отель приносит от $2 до $4 миллионов в год. Конечно, такие прибыли может давать объект на популярных курортах. В среднем же рентабельность гостиничного бизнеса в мире составляет 20%. В Украине, считают эксперты, она может достигать 50% в год.

Все — и чиновники Минкульттуризма, и туристические операторы, не говоря уже об отдыхающих — наперебой жалуются: в Крыму слишком мало гостиниц. А без оных туриста с деньгами никак не заманишь. Естественно, потенциальных инвесторов не прельщает «убитая» инфраструктура: почти все дороги ужасны, аэропорт считайте всего один на весь полуостров. Гостиницу ты построишь, а как постояльцам добираться? В плацкарте без кондиционера? Но это еще полбеды.

,

Несмотря на то, что за последние годы в Крыму построили лишь несколько новых гостиничных комплексов, свободной земли у моря уже практически не осталось. Конечно, не последнюю роль тут сыграли «самозахваты». Но не первую. Десятки, сотни гектаров приморской земли «приватизированы» не татарами-репатриантами. А бизнесменами из различных партий, депутатами российской Госдумы, родственниками бывшего Президента. Простые же крымчане грызутся друг с другом: татары обвиняют в своем безземелье русскоязычных, русскоязычные же — татар-самозахватчиков. Примечательно, что спонсором массовых акций как репатриантов, так и старожилов-славян косвенно является один и тот же человек. Один из крупнейших владельцев крымской землицы и видный деятель Партии регионов, за которую во имя стабильности им. В. Ф. Януковича голосовало большинство жителей полуострова, — Ринат Леонидович Ахметов.

Спрашивается, почему, имея под контролем крупные участки крымской земли (и возможность получить еще больше), самый богатый гражданин Украины не особо чешется, чтобы стать еще богаче за счет отдыхающих?  Однако, потенциальное «золотое дно» не «замораживается» даже, но, фактически, планомерно и настойчиво уничтожается. Вместо того чтобы зарабатывать на туристах, компания System Capital Management, управляющая бизнес-активами Ахметова, намерена травить их угольной пылью. Недавно группа «Метинвест» выкупила контрольный пакет в уставном фонде фирмы «Авлита», которой, в свою очередь, принадлежит зерноперевалочный комплекс в Севастополе.

«Доны» намерены переоборудовать комплекс под перевалку угля — до 6 млн. тонн в год. Что «сулит» курортному городу до 1000 тонн в год выбросов угольной пыли. Ожидать, что пикантная шахтерская «загорелость», как альтернатива банальному солнечному загару, станет новой экзотической приманкой для изнеженных туристов, не приходится. После гневных заявлений местных жителей и невнятного протеста местной прокуратуры, севастопольцев успокоили: мол, через терминал будет переваливаться не уголь, а зерно. Хотя, как известно, Ринат Леонидович вообще-то хлебом не торгует…

Но известно и то, что этот владелец заводов, газет, пароходов все-таки неравнодушен к бизнесу гостиничному. Бизнес-империя, доставшаяся ему в наследство от криминального «авторитета» Алика Грека, кроме всего прочего, начиналась с гостиницы «Люкс». Позже Ринат Леонидович отгрохал в Донецке «Премьер Палас», а год назад прикупил в столице фешенебельный отель «Опера».

Во второй половине прошлого года, кстати сказать, в киевской деловой прессе живо обсуждалась тема прихода на украинский гостиничный рынок турецкой компании Rixos. Возможно, в этой статье не стоило бы упоминать сей факт, если бы среди акционеров компании не упоминался и Ринат Ахметов. Спикеры олигарха поначалу не опровергали турецкие связи своего патрона, но вскоре запротестовали: мол-де, информация не соответствует действительности. Отметим, что турецкий оператор гостиничного бизнеса Rixos появился на свет сравнительно недавно. В сравнении с мировыми грандами этого рынка, деятельность компании пока развернута не особо: у нее имеется одна гостиница в Анталии (Турция), Астане (Казахстан) и в Прикарпатье (Украина). Заявляла о наполеоновских планах возвести аж семизвездочный отель за $ 250 млн. Истинные владельцы пока неизвестны. Это факт номер один.

,

Номер два. Как ни парадоксально, но в последние годы начались инвестиции украинского капитала в турецкую экономику — об этом много и восторженно говорят тамошние официальные лица. Однако избегают называть имена наших соотечественников, помогающих процветанию турецкого государства. Тем временем ходят упорные слухи, что речь идет об уроженцах шахтерского края. Называются даже конкретные географические точки, остро интересующие местных олигархов. Прежде всего, речь идет о покупке или строительстве гостиничных комплексов в районе Бодрума (популярный курорт на Эгейском море), а также в Трабзоне — черноморском портовом городе и популярном туристическом центре.

А ведь Крым все еще может превратиться в курорт не менее привлекательный, чем Болгария или Турция. Местность и климат здесь похожи, полно своих исторических достопримечательностей. К тому же, европейцы, как утверждают эксперты, с большей радостью отправились бы отдохнуть к таким же европейцам, чем к более далеким по ментальности и обычаям туркам или арабам. Но в Ницце для многих из них дороговато, а в Крыму — куда хуже, чем у турок.

Это дико звучит, но плачевное состояние туристического и гостиничного бизнеса Крыма на руку не только курортам-конкурентам полуострова, но и представителям нашей, так сказать, элиты. И, похоже, происходит это именно потому, что отечественные «акулы бизнеса» рассматривают «всесоюзную здравницу», как потенциально самого опасного конкурента для своих немалых вложений в курортную инфраструктуру совсем другой страны.

«Но как же политические расчеты!» — воскликнет грамотный читатель, — «ведь Крым — это же самый что ни на есть «опорный край» Партии регионов!» В том-то и дело. Именно, что «опорный край» и таковым должен оставаться навек. А превращение полуострова во «всеевропейскую здравницу», или хотя бы возвращение ему статуса «всесоюзной», автоматически приведет к тому, что большинство крымчан получат нормальную высокооплачиваемую работу, будут жить, а не выживать. И тогда произойдет самое ужасное для партийных бонз — люди начнут задумываться: зачем же они столько лет голосовали за партии, которые проводят политику даже не безразличную, а однозначно враждебную их собственным жизненным интересам.

Андрей Лаврик,  «Грани»

Written by Mari

Колонка редактора

«Посвящение в юные севастопольцы» обернулось перепалкой