in

На войне, как на войне! Или русский язык вместо “Калашникова”

Ну, вот и дождались. Если в период Майданного безумия нас только пугали разного рода националистическими изысками, а словоблудие Тягныбоков и Яворивских являлось лишь поводом для создания анекдотов про «Миколу, який щось там почув…», то сегодня власти перешли в решительное наступление на жителей Юго-Востока Украины. Примечательно, что началось оно с приходом к власти сил, позиционирующих себя в качестве ревностных защитников этих же самых жителей.

13 сентября пресс-служба Министерства юстиции Украины предложила на общественное обсуждение так называемую «Концепцию государственной языковой политики», которую шустрые чиновники уже успели разослать во все региональные органы исполнительной власти. К концепции прилагался проект Указа Президента, утверждающего этот документ и устанавливающего Министерство юстиции Украины ведущим органом по реализации государственной языковой политики.

Не будем в очередной раз проезжаться по безграмотности президентских помощников. Напомним лишь, что в соответствии со ст.85 Конституции Украины «определение основ внутренней и внешней политики» относится к исключительным полномочиям Верховной Рады. Поэтому президентский «самиздат» вызывает, по крайней мере, легкое недоумение. Впрочем, учитывая склонность к дурному рвению современных Тяпкиных-Ляпкиных, попытаемся дочитать это творение до конца. Я не случайно сказал «попытаемся», так как похожее «эстетическое наслаждение» в последний раз получал от прочтения газеты «Дзвін Севастополя» и сайтов Конгресса украинских националистов. Попробуйте, если сможете… 

Итак! В самом начале документа безапелляционно заявляется, что данной концепцией «должны руководствоваться все органы государственной власти и органы местного самоуправления в своей практической деятельности при регулировании общественных отношений в языковой среде». Далее «бестолковым» чиновникам разъясняется, что «приоритетом языковой политики Украины является утверждение и развитие украинского языка – главного признака украинской нации… Без полноценного функционирования украинского языка во всех регионах Украины украинской нации угрожает утрата статуса и роли титульной и государствообразующей нации». У вас, уважаемый читатель, словосочетание «титульная нация» не вызывает странных исторических ассоциаций? То-то же! Лично я не припоминаю, чтобы подобные слова ранее использовались в украинском законодательстве. Между прочим, Конституция (ст.24) не допускает привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, языковым или иным признакам. Ну, да, видно,  гаранту Конституции на это наплевать.

Идем дальше! Так кто же все-таки угрожает бедной украинской нации? Ответ находим здесь же: «современная языковая ситуация в Украине является результатом продолжительной войны против украинского языка, украинской идентичности и украинской державности, которую Россия начала после 1654 года и которая продолжается сегодня в форме языково-культурной экспансии. В результате Украина оказалась под жестким иноземным информационно-культурным гнетом… Около 80% эфирного времени теле- и радиостанций заполнено не украиноязычным продуктом… Годовой тираж журналов и иных периодических изданий на украинском языке в 2004 г. составил 28% от общей численности…». Так вот оно что! Снова «злобные москали» мешают нам жить, войну Украине объявили. Интересно, задумывался ли автор этих строк, что было бы с украинским языком, если бы наша страна влилась в состав Польши или Австро-Венгерской империи?

Ну что ж, на войне как на войне! И средства ведения борьбы, по мнению авторов концепции, должны быть жесткими. «Владение государственным языком и его использование должностными лицами органов государственной власти и органов местного самоуправления является одним из обязательных условий для занятия соответствующих должностей. Лица, которые игнорируют эти условия, должны понимать, что их собственный выбор может повлечь для них неблагоприятные последствия… Попытки введения официального многоязычия на национальном или региональном уровнях не могут квалифицироваться иначе как действия, направленные на языковой раскол страны, разжигание межэтнической вражды, нарушение конституционного строя и государственной целостности Украины.».

Возможно, кто-то не знает, но подобные действия квалифицируются Уголовным кодексом как преступление (ст.110 УК), за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы от 3 до 5 лет. Неплохая стимуляция для изучения «рідної мови». Вы еще не выучили украинский, тогда мы идем к вам!

Подождите! – скажет образованный читатель. А как же 10 статья Конституции, гарантирующая свободное развитие и использование русского языка, а как же 20% граждан русской национальности? Да никак! За вас уже подумали светлые головы с ул. Банковой: «Украина – унитарное государство, в пределах которой нет регионов компактного проживания лиц, принадлежащих исключительно к какому-либо одному этническому меньшинству.». А, следовательно, и ссылки некоторых политиков на требования Европейской хартии региональных языков необоснованны. Полагаю, севастопольцы, как, впрочем, и жители некоторых других регионов, придут в восторг от подобных выводов.

Дальше больше! Заглянем в раздел «Языки национальных меньшинств в Украине». Оказывается, русский язык и без того имеет в Украине сильные позиции, так как «продолжительное время был имперским языком и продолжает широко использоваться в пределах всей территории Украины». Следовательно, по замыслу авторов концепции, как бы и не нуждается в особом внимании. Наверное, поэтому, к языкам, требующим особой защиты, отнесли исключительно гагаузский, крымскотатарский, караимский и ромский языки. «Они требуют особого внимания со стороны государства, благотворительных фондов, неправительственных организаций, информационной поддержки СМИ и доброжелательного отношения общественности».

Вот такая вот «оранжевая» справедливость. До государственного или официального статуса русский язык не дотягивает. Ну, нет у нас регионов компактного проживания русскоязычных! Наверное, по отдельным хуторам попрятались, москали кляті. Да и под понятие языка национального меньшинства не попадает, «тому що імперська та чужоземна».

Очень хочется верить в искренность апологетов защиты «скарбниці духовного и культурного спадку українського народу». Помните, как в президентском Универсале: «стремясь к общенациональному примирению, которое является ключом к будущему Украины и инструментом для решения современных проблем общества…».

Вот только методы консолидации, применяемые сегодняшней украинской властью, наводят на грустные размышления…

Сергей Кажанов

Written by Mari

О великом, о душе, о музыке

Хоккейный турнир «Русская весна» подводит организационные итоги