in

Жизнь и люди Крыма в 1900 году отъ Леонида Ефанова

Материалы для рубрики собраны ее автором – доцентом кафедры политических наук Таврического национального университета Леонидом Александровичем Ефановым – из крымских газет “Салгир”, “Крым”, “Крымский курьер”, выпускаемых на рубеже XIX – XX веков.

  

Подлый кастрюльник

23-го ноября в Евпаторийском суде слушалось дело мещанина Александра Григорьева, обвиненного в краже продуктов из Сакской грязелечебницы, где он служил старшим поваром. Среди «добычи» повара были масло, сало, фрукты, вино и другие продукты, предназначавшиеся для пропитания приехавших на лечение больных.

Однако в ходе разбирательства выяснилось, что Григорьева подло оговорил кастрюльник грязелечебницы Мешкович, который и совершал эти кражи. Суд приговорил воришку к 7 дням ареста.

Шапочный разбор

25-го ноября в Симферополе неизвестный злоумышленник путем взлома входной двери проник в лавку, принадлежащую шапочнику Борису Нотковичу. И поскольку в лавке не было ничего, кроме готового товара — похитил 25 смушковых шапок, продаваемых хозяином по цене 1 рубль за штуку.

Ножи к бою!

25-го ноября, в 11 часов вечера, в одной из кофеен заспорили поселяне Сеит Халил-оглу, Кенджи Осман-оглу и Нейтша Кенджи-оглу. Слово за слово, и словесная перепалка быстро переросла в кулачный бой, во время которого «собеседники» выхватили из карманов ножи и устроили сеанс «фехтования». Более удачливым оказался Нейтша, сумевший проткнуть ногу Сеиту и рассечь правую щеку Кенджи. Правда, и сам «чемпион» пострадал, поскольку кто-то из соперников порезал ему лезвием нос.

Все пострадавшие были отправлены в больницу, а полиция завела соответствующее дело.

Сотни тысяч пудов 

Подведены итоги навигации в Евпаторийском порту за октябрь месяц. Всего в порту побывало 87 судов, из которых 54 русских, по 2 английских и итальянских, 1 австро-венгерское, а также 28 русских парусников. За упомянутый месяц вывезено заграницу 547,3 тысячи пудов пшеницы (8756,8 т), 191 тысяча пудов соли (3056 т), а в российские порты – 30144 пудов соли (482,3 т), 3200 пудов рыбы (51,2 т) и 4000 пудов овечьей шерсти (64 т). Общий вес вывезенных перечисленных товаров составляет 775 тысяч 644 пуда (12410,3 т).

Кости в горшочке

В Керчи самым неожиданным образом были обнаружены археологические ценности. Во время обычных работ на земле местного нотариуса В.Ф.Фельдштейна работники раскопали невысокий курган, в котором оказались несколько древних захоронений-гробниц. Причем, среди найденных глиняных кувшинов один оказался наполненным доверху человеческими костями, между которыми рабочие нашли листики золотого венка, пряжку, серьги, перстень и монету.

Летаргия

Удивительный случай крепкого сна, длящегося уже третью неделю, наблюдают сейчас врачи Симферополя. 30-го октября неожиданно заснул крепким сном здешний мещанин Исаак Фрайгун. Чтобы прокормить большую семью, состоящую из жены и 5 малолетних детей, он занимался склеиванием «картузов для папирос». Но поскольку платили ему всего 15 копеек за каждую 1000 изделий, Исаак был вынужден работать буквально круглыми сутками, отчего страшно устал и… уснул. Приглашенный из еврейской больницы фельдшер г-н Зейферт сказал, что больной может спать до 90 дней.

Керосин дорожает

Нахлынувшие с севера на полуостров холода эхом отозвались на керосиновых ценах. Почувствовав «золотую жилу», керосиноторговцы быстро взвинтили цену своего товара почти в 2 раза. Если до 10-го ноября 1 пуд керосина (16 кг) стоил 1 рубль 25 копеек, то теперь за тот же пуд покупатели должны выложить 2 рубля 20 копеек.

Штраф за пиво         

В городском суде Симферополя рассматривались два дела, связанные с продажей недоброкачественных напитков. Первым был наказан содержатель ресторана при гостинице «Европейская» Ерофеев, который потчевал постояльцев плохим пивом и портером, за что и был оштрафован на 5 рублей. А вот содержатель гостиницы «Бристоль» Павловский за такое же пиво и антисанитарное состояние на ресторанной кухне заплатит в два раза больше — 10 рублей.

Музею — быть!        

 

Рассмотрев представленные документы, Императорская археологическая комиссия разрешила Таврический ученой архивной комиссии устроить в Бахчисарайском дворце музей для предметов, относящихся к истории и этнографии крымских татар. Эта же комиссия отпустила 800 рублей для ремонта расположенной в Алуште древней византийской крепости.

Голова защитил Салгир         

          

На очередном заседании Таврической ученой архивной комиссии возник жаркий спор о Салгире. Член комиссии г-н Назаревский указал, что воспетый Пушкиным Салгир – это река протекающая у Гурзуфа, поскольку рассекающий Симферополь маловодный Салгир вряд ли мог так взволновать поэта. В спор пришлось вмешаться городскому голове А.Н.Ильину, который отстаивал наш Салгир, доказывая, что в те годы он «был полноводным и мог производить сильное впечатление на душу поэта».

Мыльный пожар

29-го ноября в 11 часов вечера небо над Симферополем озарилось огнем сильного пожара — горел мыловаренный завод, владельцем которого являлся г-н Кебабчиев. Попытка вызвать пожарную команду по телефону оказалась неудачной — в ближайшем полицейском участке аппарат оказался неисправным. И все же, хоть и с опозданием, команда прибыла на место происшествия, услышав набатный звон, раздававшийся с колокольни армяно-грегорианской церкви. Лишь к утру пожарным удалось справиться с огнем. По словам погорельца Кебабчиева, завод был застрахован на 8 тысяч рублей.

Роковой удар

Трагическим исходом закончилась обыкновенная бытовая драка между двумя поселянами деревни Саблы Симферопольского уезда (ныне — с.Партизанское). Будучи в изрядном подпитии, Ефим Вьюнник сразился в «кулачном бою» с Петром Гниденко, а затем, выхватив из кармана нож, всадил его в грудь своему обидчику. Удар пришелся в сердце Петра, который, обливаясь кровью, упал и почти мгновенно умер.

Written by Mari

Колонка редактора

НАТО вдруг постучало в двери