in

Жизнь и люди Крыма в 1900 году отъ Леонида Ефанова

Материалы для рубрики собраны ее автором доцентом кафедры политических наук Таврического национального университета Леонидом Александровичем Ефановым из крымских газет “Салгир”, “Крым”, “Крымский курьер”, выпускаемых на рубеже XIX – XX веков.

МЕШОК НА ГОЛОВУ

23-го февраля поздно вечером подвыпивший симферопольский чиновник Кондауров возвращался к себе домой. В одном из переулков на него неожиданно набросились несколько человек, накинули на голову мешок и, угрожая расправой, сняли всю верхнюю одежду, оставив несчастного в одном нательном белье и носках. Утром Кондауров заявил о случившемся в полицию и, как смог, описал злоумышленников. Полиция выразила надежду, что грабители скоро будут арестованы.

РЫНОЧНЫЕ ЦЕНЫ

Цены на Симферопольском рынке 25-го февраля 1900 года — копеек за 1 фунт (400 г): мясо — 11, свинина — 12, хлеб — 3-5, картофель — 1,5, капуста — 5, лук — 2-3, масло — 30-50, белуга — 25, осетрина — 40, судак — 12-14, куры (1 шт.) — 50-70, яйца (10 шт.) — 17-18 коп.

БЕЗ ЧАСОВ И ДЕНЕГ

В неприятной ситуации оказался симферопольский маляр Коломийцев днем 27-го февраля. В полдень, когда он прогуливался у собственного дома, к нему неожиданно подошел неизвестный молодой человек и предложил купить золотые часы. И хотя незнакомец не внушал доверия, а часы были явно краденные, жадность взяла свое — Коломийцев уговорил «продавца» уступить часы за 2 рубля. Вынув из кармана 15-рублевую золотую монету, он показал ее незнакомцу и спросил, сможет ли он дать 13 рублей сдачи. Молодой человек утвердительно кивнул головой, спрятал часы в карман, сделал вид, что достает из другого кармана деньги и вдруг, выхватив резким движением из руки маляра монету, бросился бежать. Не ожидавший такой «сдачи» Коломийцев, естественно, растерялся, а когда попытался догнать незнакомца, тот уже скрылся в ближайшем переулке.

ЗОЛОТОИСКАТЕЛИ

Вряд ли подозревал поселянин деревни Мамак Симферопольского уезда (ныне — с. Строгоновка)  Асан Сеит-оглу, какое неприятное испытание ожидало его в ночь на 17 февраля. Проснувшись от звона разбитого стекла, он вскочил с постели, вбежал в соседнюю комнату, где обнаружил двух неизвестных людей. Через высаженное обухом топора окно они проникли в комнату и теперь торопливо рылись в сундуке, разыскивая спрятанное золото. Пытаясь защитить нажитое добро, Асан бросился на грабителей, но, получив насколько ударов топором, рухнул на пол. Тут же, обливаясь кровью, рядом с ним упала жена, которой злоумышленники распороли ножом бок. Забрав найденные золотые монеты, грабители быстро покинули дом.

Утром о ночном происшествии узнала вся деревня. Находившиеся в тяжелом состоянии Асан и его жена были отправлены в городскую больницу, а расследованием разбойного нападения занялся симферопольский пристав Корнилович.

Проходя по одной из улиц Симферополя, опытнейший полицейский увидел двух молодых людей, поведение которых показалось ему подозрительным. Корнилович задержал их, отвел в участок и при обыске обнаружил в потайном кармане 300 рублей золотом, а на одежде — свежие следы крови. После проведенного приставом допроса, приехавшие в Крым из Дагестана 27-летний Муту Саит-оглу и 20-летний Ибрагим Вели-оглу сознались в совершенном ими злодействе.

ОТОМСТИЛ

Работавший на лесном складе, принадлежащем известному купцу Бухштабу, крестьянин Прокофий Петренко неоднократно являлся на рабочее место в пьяном состоянии, чем вызывал законное недовольство складского начальства. И поскольку, несмотря на многократные замечания, Петренко продолжал пить, в начале февраля его уволили с работы. Помаявшись несколько дней без водки, «обиженный» на начальство пьяница пришел на склад и повесился на козлах для распиловки досок.

УПАЛ В БАНЕ

Симферопольская «Одесская» баня, владельцем которой является г-н Миллер, одна из самых посещаемых в городе. Вместе с тем, за ней давно закрепилась печальная слава одной из самых грязных бань: в помывочном отделении пол покрыт слоем липкой грязи, на которой посетители скользят, как на льду, создавая угрозу своей жизни. Так на днях один из них, поскользнувшись, упал, причем, крайне неудачно — вывихнул руку и сломал ключицу. Кроме того, все нечистоты и грязные воды спускаются из бани прямо в Салгир.

И КАМНИ, И ГРЯЗЬ

По просьбе администрации Симферопольского духовного училища санитарный врач г-н Грудинский и полицейский пристав Корнилович проверили хлеб, поставляемый воспитанникам училища владельцем пекарни Кероком Хазанджиевым. В ходе тщательной проверки в просмотренных хлебах были найдены камни различной величины (от горошины до голубиного яйца), обрывки мешковины, деревянные щепки и даже запеченная грязь. Суд приговорил Хазанджиева к 2 неделям ареста. Но на этом «хлебное дело» не закончилось. Пытаясь оправдаться, Хазанджиев заявил на суде о своей невиновности, поскольку все найденное попало в хлеб не в пекарне, а находилось в муке, купленной им у торговца Товия Баранова. Направленные к торговцу проверяющие действительно обнаружили в мешках с мукой камни и прочий мусор. В отличие от Хазанджиева, Баранов отделался не тюремным заключением, а 25-рублевым штрафом.

ЛЮБИТЕЛЬ САЛА

1-го марта, проходя тропой через лес Ай-Даниль, крестьянин Лященко увидел на одной из полян большое стадо свиней. Свиньи мирно паслись без какого-либо присмотра, и Лященко решил воспользоваться отсутствием свинопаса. Выбрав самую крупную свинью, он отвел ее за ближайшие кусты, зарезал и стал неторопливо срезать с лежавшей туши сало.

За этим занятием крестьянина застал хозяин свиней лесник Киреев и его помощник Шамардин, которые, услышав визг животного, поспешили на поляну. Попытка задержать Лященко «по-хорошему» оказалась безуспешной — крестьянин, отмахиваясь длинным ножом, стал отступать в чащу. Тогда зашедший сбоку Шамардин неожиданным ударом ноги выбил нож из руки крестьянина, а затем с помощью лесника связал «свиноубийцу».

Пытаясь оправдаться на состоявшемся через несколько дней суде, Лященко заявил, что свиньи были неухоженные, и он принял их за одичавших. Суд такому объяснению не поверил и вынес приговор — 1 месяц тюремного заключения.

РЕВИЗИЯ

1-го марта новый управляющий Таврической казенной палатой действительный статский советник Зимин, при участии всех начальников отделений и бухгалтеров, с 9 часов утра до 6 часов вечера проводил ревизию наличности кассы и гербовых знаков. Волнения чиновников были напрасными — все суммы и капиталы в размере 8,5 миллионов рублей оказались в наличности.

ПОДКИДЫШ

1-го марта в Симферопольском суде рассматривалось дело крестьянина Анфима Архипова, арестованного полицией по обвинению в «подкинутии младенца» к двери земского приюта. Вину свою Архипов не отрицал, но просил снисхождения, поскольку проступок свой совершил из лучших побуждений: он взялся «пристроить» дитя одной незнакомой особы из Евпаторийского уезда, которая в противном случае собиралась убить младенца. После короткого совещания, суд определил крестьянину наказание в виде 4 дней ареста.

ТАБАК ЗАМЕРЗ

Накатившие на Крымский полуостров в последние дни февраля сильные морозы нанесли большой ущерб производителям табака. Не выдержав чрезмерно низких температур (-8°), погибли практически все посевы табачной рассады в парниках, расположенных на протяжении от Алушты до Судака.

Written by Mari

Сказка становится былью или зачем прокуратуре понадобился аэропорт?

16 марта. Регби. Болеем за наших!